спрашивает: Елена (Пермь)
Как перестать бояться определённых людей? Я не знаю, почему я вдруг стала считать их лучше себя и считаю, что не смогу им противостоять. При этом я понимаю, что они такие же простые люди как и я. Но вот почему я не могу поставить их на место, я не знаю. Что делать и как перестать бояться?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Елена! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Психолог
Елена, добрый день,
дело ведь не только в том, чтобы перестать бояться, а в том, чтобы понять, ЧЕГО ИМЕННО Вы боитесь? Вы же не боитесь, что они нападут на Вас и съедят?:)) (Как пример) Вы боитесь не людей,а их оценки. Вы пишете "определенных людей"-значит ли это, что Вы боитесь оценки значимых для Вас людей или вообще всех? И что значит для Вас их оценка? И главное- как именно Вы хотите "поставить их на место"? Какое место? Какое место Ваше, а какое "их"?   Догадываются ли вообще сами жти люди, что Вы считаете  себя хуже или все эти мысли, переживания-исключительно у Вас в голове? Увы, так часто бывает со всеми нами, Елена? Мы сами создаем картинку, интерпретацию реальности и мучаемся, переживаем, боимся, не сверяя ее с реальностью.  Давайте попробуем с Вами рассмотреть эти вопросы, которые я накидала, тогда, может, Вы увидите ситуацию чуть со стороны. А это уже начало  успеха!