спрашивает: Юлия (Москва)
Развелись с мужем год назад по его инициативе. Я думала что переживу все легко, ан нет. Я была гордая, хочешь разводиться – давай, не проблема, найду еще. И вот развелись и я дура такая даже не попыталась его удержать, гордость все мешала. А теперь я как тряпка раскисла, ничего нехочу, на работу хожу как зомби. Родители и друзья сочувствуют, а мне только хуже. Люблю его до сих пор, да что там - постоянно слежу за его страницами. Знаю что у него есть дама, и это меня просто уничтожает. На контакт с ним пойти вариантов нет, слишком много наговорила ему, он меня наверно презирает. Как из этой ямы вылезти?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Юлия! Между Вами были отношения и у Вас возникли чувства, надежда, были мысли о будущем и фантазии.
Возможно, Вы видели больше, чем есть, возможно и Вы идеализировали его и отношения с ним и сейчас сталкиваетесь с разочарованием, что Ваши ожидания, то что Вы сами себе нарисовали распалось.
Он уже пошёл своей дорогой, но Вы боитесь отпустить его, боитесь отпустить, потому что тогда столкнетесь с болью расставания. У Вас были отношения, чувства, надежды, планы, иллюзии и всё это разбилось и сейчас Вы, словно, хотите отсрочить момент, когда увидите их осколки и Вам станет от этого очень больно.
Вам важно не просто отпустить человека, но вернуться к себе!
Вынести для себя опыт этих отношений, увидеть в них себя, свой вклад.
Вернуться к себе, к своей жизни.
Чего Вы ждете от себя? От жизни? Чего Вы хотите и к чему движетесь?
Вам может быть больно и тяжело завершить их эмоционально внутри себя, чтобы разрешить себе жить дальше, а не продолжать выстраивать вокруг себя мир иллюзий, убегая от реальности.
Постепенно возвращая себе свою жизнь по кусочкам, заполняя её, направляя себя в будущее, принимая прошлое и оставляя его позади себя. Выстраивая уже самой свою жизнь так, как Вы хотите. Важно обрести опору под ногами и научиться доверять себе.
Вы можете сами держать внутри себя его образ, чтобы цепляться за него, чтобы отрезать себя от реальности и не сталкиваться с болью. Подумайте, что возникнет внутри Вас, если представите, что его НЕТ — нет внутри Вас больше? И сосредоточиться именно на этом чувстве — это то, что Вам предстоит заполнить внутри себя, чтобы разрешить себе жить дальше!
Надежда, любовь, отношения, счастье — всё это на самом деле не разбивается! Оно так и остается внутри Вас. Но Вы сможете всё это прочувствовать в других отношениях, с тем мужчиной, которого будет тоже стремиться к отношениям. Сохраните для себя надежду и любовь.
Психолог
Юлия, забыть не получится, лучшим выходом будет устранение эмоционального отклика при воспоминании о нем. В таком состоянии вам будет безразлично, помните вы его каждую секунду или забыли навсегда.
Из сообщения не видно симптомов, поэтому сложно что-то диагностировать и говорить о вашем актуальном состоянии. У каждого индивида период горевания или скорби длится очень индивидуально. По строкам о работе можно лишь предположить, что начинается депрессия. И если горе еще является процессом, то депрессия представляет собой нормальное, тяжелое заболевание. Подходы к ним очень разные, как и инструменты вмешательства. В первом случае помочь может психолог, во втором потребуется мед специалист. Первый случай, если нет работы с эмоциями и с их причинами, процесс будет тянуться одинаково долго, как при вмешательстве психолога, так и при переживании в одиночку, без так называемой поддержки.
При необходимости квалифицированной помощи, обращайтесь. Сделать это можно как через личные сообщения, так и по телефону. У вас есть час бесплатного консультирования чтобы сделать выводы о моем техническом подходе и стиле работы и принять решение относительно продолжения сотрудничества.
Психолог
Я была гордая, хочешь разводиться – давай, не проблема, найду еще. И вот развелись и я дура такая даже не попыталась его удержать
"Боевые действия"  - не могут ни помирить, ни помочь восстановить отношения. И самое плохое  - что они даже не дают возможности "отгоревать утрату", отпустить то что вы уже потеряли.
Да, это безумно больно - признаваться самой себе в крахе.
Как из этой ямы вылезти?
Я могу  вам помочь. Шаг за шагом, сантиметр за сантиметром. Но сейчас это очень важно - "помочь вам вернуть себе саму себя"! Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте,Юлия.Сочувствую.Для выхода из этой ситуации важно сделать решительную работу над его ошибками,понять,что он не умел быть благодарным и заботливым.И,поставив по этим черту,оценив это отношение к Вам,как Плохое,Вы МЕНЯЕТЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ.ПЕРЕСТАЕТЕ ЕГО ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ,А НАЧИНАЕТЕ ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ СЕБЯ.Пока Вы этого не сделаете,он будет оставаться лучше Вас самой.Это не даст Вам его забыть.Как только Вы предпримите усилия принять себя классной,драгоценной,любимой у самой себя,Вы сможете снять идеализацию и перенести ее полностью на себя.В этом случае,Ваша самооценка Вас не подведет.Если Вы этого сделать не в состоянии,придется признать,что Ваше самопринтие слабое,и Вам придется жить в роли жертвы отношений,плывя полностью,по течению.Тогда ,к сожалению,ту же работу над собой придется делать в паре со специалистом,например,психоаналитиком,в совместном терапевтическом разговорном взаимодействии.Вам важно определиться со своей силой воли и начать конструктивную работу над собой.
Психолог
Амнезия - это не так просто, как в кино показывают. Забыть нет смысла, а вот заняться своей жизнью - это как раз то, что вы и собирались делать.
Очень многие женщины рассматривают развод, как наказание мужчины - ох ты еще приползешь и поймешь, какая я ... И когда этого не происходит, человек начинает себя обесценивать.. и оченть быстро превращается в то, что и есть результат обесценивания. И, самое наверное главное, оказывается, что та очередь поклонников, которая предполагалась или была, пока человек имеет супруга, очень быстро рассосалась или вообще оказалась фейком.
И тогда.
1. Принять реальность. Вчера прошло, завтра не наступило. Реальность видна в зеркало.
2. Можно поговорить с мужем, можно не говорить. Часто разговор с мужем выясянет то, что развод не зря и держаться то не за что, и как я вообще могла забыть, какой он. Либо наоборот. Оба соскучились и готовы идти на встречу друг другу. Тут уж как получится. Любящие люди всегда договорятся. Чужие - не факт.
3. Наметить планы на неделю, в которой есть работа, посещение мероприятий, возможно с друзьями, возможно одна. Есть выходные, Как раз 8 марта. Прогуляйтесь, часто в этот день и на улицах дарят цветы.
4. Конечно хорошо бы заиметь психолога. И состояние убрать можно и скорректировать родовые программы и собой заняться. Как раз время высвободится, которое Вы за слежкой проводите. Вряд ли психолог нужен Вам на годы, но несколько раз посетить придется.
5. Стать нужной. Это всегда работающая технология. Но только по настоящему нужной. Спрпосите у друзей за что они Вас ценят, подумайте сами, что в Вас ценного. Ваши сильные и слабые стороны. в общем познакомьтесь с собой. Нужные люди всегда нужны...
Конечно все это можно не делать, а жаловаться на несправедливость и как Вам не везет. Очень многие люди так живут. Это не смертельно
Так что все, как всегда - Ваш выбор! В любом случае успехов/