спрашивает: Мария (Москва)
Добрый день! Как стать увереннее в себе, перестать думать что о тебе думают, всегда нахожу людей красивее себя и начинаю комплексовать, хотя я довольно симпатичная и часто говорят что красивая. Хочу уйти на самозанятость, но не могу решится. Я стилист по волосам лет 10, это моя подработка, никак не могу решится на полную занятость. Очень критичная к себе, клиенты довольны, благодарят и приходят вновь , а я ни как не могу решится. Помогите

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Мария! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Психолог
Здравствуйте,Мария.Уйти на полную занятость-хороший признак уверенности в себе.А она держится на принятии себя сильной,самодостаточной,уникальной и продвинутой.ТО  есть,это вопрос самооценки.Если я себе внутри доверяю,то и решения так же,будут смелыми,и рисковать я не боюсь.Повысить самооценку не столь эффективно ,читая литературу по самооценке и работая на тренингах.Они не прорабатывают личность глубоко.Эффективнее-личная разговорная терапия направленного вектора,например,психоаналитическая.В случае терапии,Вы проработаете детские травмы,тревогу,излишний стыд,вину,начнете находить все ответы внутри себя и ориентироваться только на свои силы.Вы можете выбрать специалиста и обратиться.
Психолог
Мария, самым простым путем будет устранение психологического препятствия, не позволяющего реализовать изменения. Это довольно простая работа, но для обладателя препятствия может видеться и оказаться невыполнимой. Обращайтесь к тому, кто профессионально работает с подобными вопросами. Скорее всего и вы как специалист видите, что если предложите клиенту справиться самостоятельно с вашей работой стилиста, у него ничего не получится ввиду отсутствия знаний, навыков, опыта, склонности к профессии и художественного видения. С вашей проблемой та же ситуация. Заглянуть за границу собственной осозноваемой психики, обнаружить причины стабильного существования препятствия, устранить их под силу лишь тому, кто обладает перечисленными качествами. Обращайтесь.
Психолог
Такое часто бывает у людей которым в детстве родители говорили - "ну и что то  что ты получила  четвёрку за контрольную -  а  вот у соседки дочка получила  пятёрку!"
Нормализовать самооценку может помочь работа с психологом, "раскладывание всего по полочкам".
Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Тут рисков нет. Вернуться в прежнюю ипостась можно всегда в случае неудачи.