спрашивает: Арина (Москва)
Здравствуйте. Я увлекаюсь психологией и решила попробовать гневное и белое письмо для сепарации от родителей, из-за чего поняла, что я на них очень сильно обижена. Пыталась выплеснуть все эмоции (гнев, страх, отчаяние, грусть, обиду), стало легче, появилась свобода и самостоятельность. Но отпустить обиду не получилось, и стала регрессировать в состояние инфантильное,так как находясь во взрослом, чувствую невыносимую боль от обиды. Как с этим чувством справиться, мешает жить?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Психолог может консультировать несовершеннолетних только с разрешения родителей. Вы можете обратиться к психологу в своём учебном учреждении, можете поговорить с родителями, чтобы они смогли найти для Вас психолога, позвонить на телефон доверия для детей и подростков.
Психолог
Здравствуйте!
Работать над отношениями с родителями лучше всего с поддержкой психолога. Так как обычно с родителями у нас связаны очень сильные чувства, которые не так просто отпустить, написав письмо.
Сложно дать вам рекомендации, не зная подробностей ситуации. За что вы обижены на родителей? Какие у вас сейчас взаимоотношения? и т.д.
Если отношения, в целом, теплые, доверительные, то иногда может помочь откровенный разговор с родителями о своих чувствах.
Если нет, то, возможно, вам может помочь пересмотр своего отношения к родителям и к ситуации (ям), из-за которой (ых) вы обижены на них.
Когда мы маленькие, родители кажутся нам идеалами. Большими, сильными, все знающими и умеющими, никогда не ошибающимися. Когда же мы подрастаем, то начинаем видеть их недостатки, ошибки, в том числе какую-то несправедливость по отношению к нам, какое-то непонимание и т.д. И это может быть больно. Потому что в душе мы продолжаем считать, что они должны быть такими, какими мы видели их в детстве: прекрасными и идеальными. А они - не такие.
И взросление начинается тогда, когда мы признаем за родителями право быть такими, какие они есть, в чем-то слабыми, где-то глупыми. И начинаем понимать, что это нормально и никто не может быть идеальным.
Если вам отзывается то, о чем я пишу, то, возможно, вам стоит поисследовать в этом направлении. Как я могу принять своих родителей и понять их?
Повторюсь, что лучше это делать вместе с психологом.
Психолог
Добрый день Арина!
Благодаря психоаналитическим исследованиям хорошо известно что "выплёкивание в без-душное пространство" - крики в подушку, написание и сжигание писем и прочие практики в лучшем случае приносят лишь временное облегчение - а в длительной перспективее может создавать лишние проблемы.
Недаром известна фраза Фрейда о том что "отыгрывание без переосмысления превращается в навязчивое повторение".
Почитайте полезную книгу:
http://psy-therapist.ru/content.php?r=130-AliceMiller
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт