спрашивает: Настя (Москва)
Я постоянно думаю, что я в чем-либо виновата, я постоянно боюсь сказать что-то лишнее, у меня появляются нервные привычки, я ничего не могу сделать со своими мыслями и постоянно нужно спрашивать у друзей всё ли хорошо не обидела ли их. Я не могу сказать что-то обидное в ответ можно даже сказать что я грубо говоря тряпка потому что я совершаю глупые поступки после чего навязываюсь и унижаюсь и постоянно извиняюсь, Я не уверена в себе я очень сильно запуталась мне перестало что-либо радовать я не могу понять что со мной что я делаю не так и как мне себя изменить чтобы я оставалась позитивным человеком не совершать прежних ошибок и что бы была уверена в себе и не позволяла себе грубить другим людям

Ответы и советы психологов
Психолог
Чувство вины и неуверенность в себе тянутся из родительской  семьи, почитайте:
Внутренний ребёнок и методы воспитания: гнев, печаль, чувство вины и прощение
Алис Миллер. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я
Над коммуникативными навыками можно поработать с психологом. Если у ребёнка или подростка не получается с каким-то предметом - то он ходит к дополнительному репетитору - и в рамках регулярных встреч разбирают задачки и примеры. Точно так же когда у человека что-то не получается в отношениях, или - разобраться в самом себе - то он начинает ходить ко мне. Только в отличие от репетитора-предметника я готовлю "к самому главному экзамену" - к жизни.
Первую встречу я как правило провожу в совместном формате с кем-то из родителей, далее работа идёт уже с подростком один на один - и я не пересказываю родителям то, что мы обсуждаем на встречах (сам подросток при желании конечно же может рассказывать родителям).
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте! Психолог может консультировать несовершеннолетних только с разрешения родителей. Вы можете обратиться к психологу в своём учебном учреждении, можете поговорить с родителями, чтобы они смогли найти для Вас психолога, позвонить на телефон доверия для детей и подростков.
Психолог
Здравствуйте,Настя.У Вас очень сильны внутренние запреты.Много ограничений своей свободы,особенно,свободы сказать слово НЕТ!.Все эти ограничения идут с раннего детства,от строгих опекунов.Поэтому,Вам в характер привили ложное чувство бессознательной вины,которое мешает быть открытой,решительной и заметной.Детство способствовало понять ошибочно,что ,если я угождаю и проявляю покорность и уступчивость-я буду хорошей и иметь подруг и знакомых.Но,такая стратегия только ущемляет Ваши интересы и создает потери,а не приобретения.Лучшая стратегия-быть верной себе-любимой,делать то,что не предсказуемо и находится в гармонии с самой собой.Тогда личность встает с колен и идет своим успешным курсом жизни,что бы жить,любить и работать-в гармонии с собой.Помочь может эффективно личная разговорная терапия.Обращайтесь,если внутренняя мотивация Вам это позволит.Смогу помочь.