спрашивает: Евгения (Москва)
Здравствуйте! Мне 36. Я мать-одиночка. Сыну 3 года. Папы нет и не было в его жизни никогла (исчез на этапе беременности, у него другая жизнь, другая семья, не общаемся, алименты не получаем, ребенок имеет другую фамилию и отчество). Никогда ничего не спрашивал про отца. У старшей дочери (15 лет) есть приходящий "воскресный" папа (с нами не живёт лет 13). Младший понимает, что это только ЕЁ папа, очень дружит с ним.
Услышала в поликлинике, как он говорил чужому старшему мальчику, что у него тоже есть папа, "дядя Саша", отец дочери. Тот не понял, как это, начал объяснять...
Хотела поговорить после про ЕГО папу. Сказала, что он тоже есть и он очень хороший, но живёт не с нами. Думала, от него вопросы посыпятся, мол, а где, а кто?... Но нет, молчал, будто не интересно. Не знаю, что сказать еще, если честно, чтобы не навредить.
Мое отношение: обиды на его биологического папу у меня нет, благодарна за сына. Он хороший человек! Просто выбрал семью. Не виню его за это. Рада, что сынок внешне похож на него. Мне жаль, что он не видит, какой замечательный парень растет.
Со мной про папу сын никогда не говорит и изо всех сил делает вид, что его эта тема не интересует.
Но ночью во сне разговаривает. Кому-то говорит: "Ты мне не папа...". Значит, волнует его это, но не признается.
Что сказать про отца? Уехал? Умер? Показывать фото или нет?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Евгения!
Я думаю, в 3 года у сына нет еще никакого "делает вид", дети очень  естественны в своих проявлениях. Он просто не знает, не умеет спросить про то, про что у него в душе много чувств и неопределенности. Дети страдают от секретов взрослых, неизвестности, необъяснимого, а объяснить разные события и происходящее самостоятельно они не могут. Это создает тревогу в их душе. Чем меньше скелетов в шкафу, тем крепче и здоровее будет расти Ваш ребенок. Поэтому, с моей точки зрения, лучше сказать так, как есть, тем более, у Вас хорошее отношение к его биологическому отцу, а это очень важно, но одновременно не перегружая, не навешивая излишних подробностей. Что я имею в виду - имеет смысл сказать,что его папа - другой мужчина. Что Вы к нему хорошо относитесь. И что он не с Вами по причинам отношений между Вами и им. Что это не связано с ребенком. Это важно! Поскольку маленькие дети принимают причинность на свой счет - "папа не захотел с нами жить, потому что я оказался плохим для него, разочаровал его и тд", то есть в детской психике появляется установка "причина в моей плохости".
Если будут вопросы или Вы захотите получить консультацию по какому-то еще вопросу, связанному с этим, углубить что-то, Вы можете обратиться за консультацией. Яработаю онлайн.
Можно написать в WhatsApp, Telegram +7(916)610-77-91 или через профиль.
Психолог Рощина Кира
Психолог
Здравствуйте, Евгения, ребёнок в 3 года испытывает чувства, но они ещё не настолько осознаны им. Он уже видит изначально ту модель семьи, которая есть у Вас - Вы - мама, одна, папы нет, у сестры папа иногда приходит, а его - где-то. Т.е. образ отца в целом призрачен для него. Страдает ли он т этого? дети воспринимают ситуацию через эмоции Родителей - в частности - Вашу сейчас. Если для Вас это тревожно, волнительно, Вы сами страдаете и сожалеете, то эти эмоции будут передаваться ему. Если у сына нет вопросов, то вряд ли стоит их провоцировать, он в силу своего возраста, неразвитой саморефлексии и словарного запаса не сможет их сформулировать. дайте ему время, но, Вам важно ввести в его жизни фигуру мужчины - дедушка, брат, тренер, т.е. чтобы вместе отца была и другая фигура - ведь для у мальчика будет проходить процесс половой самоидентификации и ему важно опираться на образ мужчины.