спрашивает: Елена (Москва)
Здравствуйте! Год назад я потеряла маму. До этого мы прожили с ней бок о бок много лет. У меня есть сын, есть ещё папа. Они правда живут отдельно. Они мужчины, и скорбь переживали по своему и уже справились с ней. По крайней мере, внешне. А я не могу. Не проходят у меня эти стадии пять, или сколько их там. Ни сколько легче не становится. Порой я чувствую, что просто рушусь. Боль сьедает меня изнутри. Я не могу без мамы. Ничего без неё не могу. Ни дышать, ни жить, ни радоваться. Были мысли всё сменить: работу, дом, город, внешность. Но понимаю, что это врядли поможет. Ведь это всё в голове, сердце. Это надо потерять память и вырвать сердце, чтоб не помнить о потере. Мамины вещи, мамины фото по квартире. Я ничего убирать и не хочу! Но понимаю, что я больше так не могу! Это невыносимо!!! Помогите!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Елена! Искренне сопереживаю Вашей утрате...Вряд ли Вы сможете отпустить эту боль, со временем она может стать меньше, менее острой, но всё равно будет лежать на Вашем сердце. Вам предстоит долгий путь принятия и смирения - принять то, что Вы не могли изменить, принять то, что мамы нет, принять своё чувство беспомощности и бессилия, опустошенности и боль. Вы не сможете забыть маму, это и не нужно. Вам важно оставить внутри себя то тепло, любовь и добро, которое несла Вам она, чтобы память о ней была не омрачена горем и болью. И она была внутри Вас и осталась. Подумайте, мама любила Вас и чтобы Вам смогла оставить она со своим уходом? Вряд ли черную боль и горе, вряд ли бы она хотела, чтобы Вы страдали. Она оставляет с Вами любовь и тепло. А Вам важно сохранить это внутри себя. Но пока Вам предстоит пережить боль утраты, гнев, разочарование, опустошенность и только после этого будет постепенно приходить принятие и Вы сможете в уголке своего сердца, своей души оставить её образ, которая будет освещать Вам путь и всегда останется с Вами!
Психолог, семейный психолог
Елена, здравствуйте!
Боль от потери постепенно пройдет. Многие люди переживают похожее состояние и живут так по много лет. Если вы не можете справиться с собой самостоятельно, но хотите изменить ситуацию, обратитесь к специалисту. Есть техники, которые позволяют клиенту прожить эти чувства и уйти в стадию сваетлой печали, когда вы помните о человеке, как о живом со светлой грустью и ваше состояние будет спокойным.
Что вы можете сделать сами? Поставьте себе срок, сколько вы еще будете горевать до конкретной даты: месяц, год и напишите эту дату.
Можете почитать книгу Майкла Ньютона: "Путешествие души". Она может вам дать ответы на многие вопросы.
https://zen.yandex.ru/media/anastasiaivanova/kak-dusha-mojet-obscatsia-s-blizkimi-posle-smerti-opisyvaiu-6-sposobov-61586cfee15b14024ca62fb4
https://zen.yandex.ru/media/anastasiaivanova/kak-vernutsia-k-jizni-posle-smerti-blizkogo-cheloveka-lichnyi-opyt-i-rekomendacii-dushevnogo-psihologa-615c3ff9425b357b4db426cc
https://zen.yandex.ru/media/anastasiaivanova/pochemu-mnogie-liudi-godami-ne-mogut-smiritsia-s-poterei-blizkogo-cheloveka-i-prodoljit-jit-dalshe-kommentiruet-psiholog-6239ac5c980c9708a29eb4c3
Вот вам несколько статей на эту тему, почитайте. Пишите в чат. Буду рада вам помочь.
Психолог
Добрый день!
Елена, вы описываете  ситуацию "замер[з]шего горя", патологического горевания:
Патологическое горевание - замерзшее горе
Чтобы "отпустить" - надо "отгоревать". А чтобы процесс  "траура" прошёл - надо вспоминать, говорить, раскладывать по полочкам. Тогда получится постепенно переструктурировать отношения с утраченным объектом так что внутри останется тёплое воспоминание и будет ощущаться поддержка. Я работаю с такими ситуациями утрат и могу вам помочь.
Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт