спрашивает: Ольга (Самара)
Здравствуйте, уважаемый психолог. Мне 26 лет. У меня социофобия.
В школьные годы я любила учиться, выступать на сцене и имела хорошие организаторские способности. За 3 года до окончания школы я начала бояться выступать на сцене. После окончания школы я поняла, что боюсь нового коллектива на работе или учёбе, поэтому ровно год я сидела дома, оправдываясь тем, что ищу себя. Но проблема была в другом. Через год я всё же решилась поступить в педагогический университет, откуда меня через 2 года отчислили за неуспеваемость – я провалила все выступления (защита проектов и устные экзамены) из-за страха и волнения. То же самое было на педагогической практике: я прекрасно (детям нравилось) выступала перед детьми, но, как только на урок приходили учителя, я не смогла связать и двух слов (страх парализует, и я теряю способность импровизировать). В школу и университет (как и в другие места) я не опаздывала, а если опаздывала, то не приходила вообще, так как очень боялась реакции людей. На лекциях я ловила себя на том, что я вообще не двигаюсь – не поднимаю руку, не выхожу из аудитории, не задаю вопросов. Ещё я боюсь звонить незнакомым людям по телефону.
Я знаю 3 иностранных языка, я окончила курсы по пению, мне есть что показать людям и миру, но из-за страха я не могу. Сейчас я не работаю, у меня есть друзья и молодой человек, которые думают, что я заядлая мизантропка. Но это не так. Я очень сильно хочу получить образование, пойти на работу и принести пользу обществу.
Я несколько раз была на консультации у психиатров, и каждый раз они отправляли меня к психологам на групповую терапию – я её проходила, быстро привыкая к группе. Я легко открываюсь людям, если они проявляют инициативу (или как в группе – я знаю, что они не будут враждебны), поэтому у меня нет проблем в общении с друзьями и знакомыми, но официальные контакты вызывают у меня страх. Я понимаю, что это навык, который нужно наработать, но это очень страшно. Страшно быть контакте, и стыдно, после того как в очередной раз сбежала из него.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день.
Понимаю, что обещание устранить страх быстро и полностью звучит неправдоподобно, если вы уже и психиатров прошли.
Но это  именно так.
17лет работаю в сфере психотравма, страхи, фобии, депрессия.
Если интересно именно убрать это навсегда - могу помочь за 2-3 сессии.
Бывает, что даже за 1:).
Если поговорить об этом - то это не комне.
У вас сформировалась психотравма ( установка, кластер нейронов - нейронная связь) при каком-то , скорее сего, первом НЕГАТИВНОМ моменте с КЕМ-ТО ОФИЦИАЛЬНЫМ.
Психотравма вызывает страх.
Потому что любая ассоциация, связанная с ОФИЦИАЛЬНЫМИ КОНТАКТАМИ вызывает ту же НЕГАТИВНУЮ реакцию, которая сформировалась в момент психотравмы.
Необходимо проработать психотравму, и только потом страх. Потому что страх - следствие психотравмы.
Стоимость консультации для этого портала 3500р.Первая сессия 1300р.
Работа онлайн.
Солодова Илона, психолог с 19летним стажем, эксперт по утранению фобий, панических/тревожных состояний, депрессии.
+79128821272 вайбер/ватсап
Вы можете написать на мессенджер - мы встретимся, я отвечу на ваши вопросы, вы - на мои.
И тлько потом договоримся о первой сессии.
Психолог
Здравствуйте! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте , Ольга !
очень сочувствую Вашей ситуации . Вы были у врачей , они наплавляли к психологам , однако, группы Вам не помогли .
значит, в Вашем случае , надо идти индивидуально к психологу .
призодите на консультацию , будем искать причину Вашего страза и устранить ее . Работаю онлайн , контакты есть в моей анкете .
с уважением,
Елена
Психолог
Как вы так легко о себе пишите, Ольга. Почему-то хочется вам ответить в таком же стиле) может вам походить на личную терапию, постоянно меняя специалистов, чтобы привыкать не успевали. И можете начать с меня) возможно сумеем поправить положение и без других. А если серьезно: надо найти причину того детского страха, поработать с самоценностью и принятием себя и сможете показаться перед всеми официальным лицами во всей красе и спокойно.
Психолог
Здравствуйте,Ольга.Ваша неуверенность в себе-травма Вашего детства.Вы молодец,что старались ее преодолеть.Трудность в том,что подобные травмы теперь бессознательны,и работать с ними приходится виртуозно.Самостоятельно,как правило,это не получается.Эффективна личная(групповая Вам не помогла) терапия,например,с психоаналитиком,в разговорном секторе направленного вектора действия.Примерно,через пол года у Вас появятся новые навыки никого не смущаться и оставаться очень Уверенной в Себе.Это лучшее,что можно Вам посоветовать.Обращайтсь,я так же,смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте Ольга!
По поводу социофобии как и любой фобии пока не знаю вариантов кроме как героически с ней бороться и понимать себя. Так что по хорошему нужна практика отношений и общения что трудно но есть способы снять напряжение и страхи игровыми моментами и природными препаратами и есть практика самоосознания и самосовершенствования. Сами понимаете это комплексная работа - могут появиться и вопросы из отношений и успешной и неуспешной жизни. Так что у вас все хорошо сейчас и может быть еще лучше и это первый постулат идем из утверждения сейчас неплохо хочу чтобы было лучше. Не стоит все время копаться в самокритике и недостатках - так мы теряем энергию. А вам она как воздух нужна. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу и мы разберемся куда и как идти и напишем дорожную карту действий. Это процесс и вам нужен наставник - я вам предлагаю поработать вместе. Напишите мне elena_gurova@mail.ru  и мы познакомимся. Желаю найти ответы на свои вопросы и жду письма