спрашивает: Инна (Москва)
Банальная ситуация – изменил муж, сознался, в ногах валялся, просил простить, говорил что ошибка. Но я не смогла, хотя у нас ребенок и я его люблю, и он меня любит. Он уже месяц как живет отдельно, в каком-то миниотеле. Я понимаю что возможно перегнула палку и разрушаю и его и свою жизнь. Но как мне это принять? Мне очень сложно. Я хочу спасти семью, но как мне простить это измену?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Вопрос — что дальше? Чего он ждет? Как он видит существование отношений дальше? как их строить, что он испытывает, какие отношения с Вами видит дальше.
Измена — это кризис для обоих партнёров и переживать его важно вместе, готов ли он разделить боль измены с Вами, столкнуться с тем, что его измена причинила боль Вам и помочь Вам отпустить эту боль, вернуть доверие?
НО — и Вам тоже нужно обо всем подумать — как Вы видите отношения дальше, после измены? можете ли принять и простить измену? хотите ли Вы сохранить отношения? Сохранить отношения и выстраивать доверие между собой — это разные вещи. Что именно ОН хочет сохранить — видимость отношений или отношения внутри между вами?
Поверьте, Вам никто не может сказать можно ли простить измену и нужно ли — зависит от Вас — Вы можете простить? И зачем?
Со стороны мужчины более зрелая позиция была бы в том, чтобы сесть с Вами и сказать, что ему не хватает в отношениях, объяснить конкретно чего он ждет от Вас и сказать, что если что-то не будет меняться между Вами, то это приведет к тому, что Вы будете отдаляться и тогда отношения закончатся и начать работать над отношениями вместе, верно? НО, он принял другое решение, ЗА Вас — а готовы ли Вы были к тому, чтобы решение проблем в отношениях было именно таким, как его измена и общение с другой? а готовы ли Вы были принимать мужчину, если он решает так? НЕТ.
Вас и пугает то, что мужчина не способен взять на себя ответственность, действовать. Вы не уверены, что доверие может вернуться, что может изменить мужчина, ведь его внутренние ценности и установки позволили ему измену и отношения на стороне и есть страх, а не повторится ли это снова?
Сначала обратитесь к себе — Вы готовы простить измену? Как видите отношения дальше? И помните — простить измену и пережить это время предстоит не только Вам, но и ему тоже — готов ли к этому и мужчина?
Сейчас и Вам и мужчине нужно принять решение, Вы можете дать время ему и себе, чтобы определиться с тем, как Вам быть дальше.
Психолог
Инна, хотите ли вы попытаться наладить отношения? Это самый первый и самый главный вопрос.  Если  действительно хотите - я могу вам помочь, есть  определённые "технические" шаги которые обязательно необходимы и без  которых  "исскуственно склеенные отношения"   всё  равно через какое-то время развалятся. Речь  идёт об "эмоциональной проработке" с вашей стороны и о  "деятельном раскаянии" со  стороны партнёра, и возможно один из главных   моментов "на пути  к примерению"  - чтобы никто из  вас - "не  перегнул палку", важно найти баланс.
Я много работаю с  "нестабильностью в паре" и с ситуациями супружеских измен, важно  учитывать определённые моменты, можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться и начать налаживать отношения. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте Инна!
Предлагаю вам сначала пройти ритуал прощения
1. Возьмите лист бумаги (или несколько в зависимости от количества обид) и ручку. Уединитесь. Писать нужно в одиночестве, когда вас никто не побеспокоит.
2. Начните письмо с обращения к обидчику (например, матери: «Дорогая мама…»). А дальше «пройдитесь» по всем чувствам, которые вы к ней испытываете.
Например:
1. Я злюсь на тебя за то, что…
Список претензий.
2. Я обижена на тебя за то, что…
Список обид.
3. Мне больно от того, что ты…
4. Я разочарована тем, что ты…
5. Мне грустно от того, что ты…
6. Я боюсь, того что… (например, того, что отношения закончатся и т.п.)
7. Я сожалею, что я… (мы ведь тоже не идеальны)
8. Я хочу, чтобы…
Такое письмо подразумевает отклик в виде ответного письма, которое мы пишем себе сами от имени обидчика.
Такой отклик создаст иллюзию, что вас услышали и поняли.
Если вас кто-то разочаровал или обманул, представьте, будто он хочет загладить свою вину.
Подумайте, как он может это сделать.
Напишите все, что хотите услышать. Даже если обидевший вас человек в реальной жизни никогда не скажет подобных слов, все равно напишите их.
Это позволит испытать положительные эмоции (любовь и заботу).
Пусть в воображении, но, и воображение имеет большую силу.
Главное относиться к этому процессу серьезно.
Возможно, в какой-то момент вам захочется обидчика простить.
Образец “письма-отклика”:
Дорогая (дорогой)_______.
1. Я прошу прощения за...
2. Пожалуйста, прости меня за...
3. Теперь мне понятно, что...
4. Я обещаю, что...
5. Я благодарна тебе за то, что…
6. Я люблю тебя… Если отношения с человеком закончены, возможно, подойдет: «Я отпускаю тебя с миром…»
Прощение – это надежда на новую, лучшую жизнь.
Многие из нас хотели бы начать жизнь «с чистого листа».
Человек, позволяя возникать чему-то новому в своей жизни, всегда оставляет позади себя что-то старое, то, что «написано» прежде: успехи и неудачи, пережитые обиды и свой жизненный опыт.
Если человек хочет двигаться дальше, то, рано или поздно он должен решиться уйти с прежних дорог, найти новый путь и идти… «Ты никогда не узнаешь, куда ведет эта дорога, если будешь стоять на месте…»
Если появятся вопросы или не получиться - приходите на косультацию по Скайпу - я буду ждать сначала письмо на почту elena_gurova@mail.ru