спрашивает: Ксения (Иркутск)
Здравствуйте, у меня последнее время стало настроение без эмоций радости. Дети шутят, что-то рассказывают, а мне не смешно. Раньше могла с ними веселится, баловаться. А сейчас стала серьёзной, даже не только с детьми, но и в жизни. Может ли это быть связано с переутомлением? Появился третий ребёнок, ему 1,4, у него небольшие проблемы со здоровьем, часто катаемся в поликлинику. Плюс домашние дела. Двое старших деток. Муж особо не помогает. С работы приходит и практически сразу за компьютер.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! После родов женщина сталкивается со многими изменениями - гормоны, новая роль матери, ребёнок, новые роли в семье, перераспределение ролей, выстраивание новых отношений с мужем, уход за ребёнком. Всё это вытягивает силы, так как женщина растворяется в роли матери и сейчас Ваше раздражение - следствие истощения. Вы на самом деле чувствуете себя в плену, Вам на самом деле тяжело. Внутри Вас размывается Ваша личность, Вы постоянно с детьми , да, им нужно внимание и уход, Вы это понимаете и Вы понимаете, что Вы - мама. НО, внутри Вас есть ещё и Вы, Ваш внутренний ребёнок, Ваша личность и сейчас Вы в клетке, поэтому внутри Вас и есть чувство разочарования, боли, напряжения, раздражения, что Ваша жизнь или стоит "на паузе" или "закончена".
Но, Вам важно и для себя и для детей, и для своей семьи - сохранить себя!
Поговорите с мужем, чтобы Вы  с ним обсудили то, как Вы можете, как родители, распределять время, чтобы у Вас было время ещё и на другие стороны своей жизни. Муж работает, т.е. реализуется эта часть его личности, ездит на работу, общается с людьми, а Вы лишены в целом и контакта и реализации, есть только роль Мамы. Вы не обесцениваете её значимости, но Вам не хватает и себя.
Для семьи Важно, чтобы мама была спокойна и полна сил. Ваша семья - это муж и дети. Поговорите  с мужем, чтобы Вы смогли найти время для себя! Это Вам важно!
Психолог
Здравствуйте Ксения. Обычно из-за переутомления, редко теряется эмоция радости. Если это из-за переутомления, могут быть разовые моменты, но если это приобрело регулярный характер, то это не переутомление. Здесь скорее действия не приводящие к предусмотренному результату с точки зрения вашей личности в соответствии с вашей природной идентичностью. То есть, у каждого человека есть некая дорога, предусмотренная самой жизнью, которую нужно пройти правильно, не всегда социальные ценности входят в унисон с нашей природной данностью. В библии говориться, "Если тебе больше дано, то с тебя и спрос больше". Или еще говорят, "большому кораблю, большое плавание" Все это можно решить. Но от Вас нужно желание и стремление поменять себя. Как говорил великий Авиценна, "Нас трое. Ты, я и твоя проблема. От того, чью сторону выберешь, зависит результат. Если ты выберешь сторону твоей проблемы, я не смогу вас двоих одолеть. Если ты выберешь мою сторону, мы вдвоем победим твою проблему". Будет желание пишите. Буду рад помочь. С уважением, Шота Такаишвили