спрашивает: Анна (Саратов)
Добрый день! Я не знаю, что делать. Сыну 3 года. Начал говорить поздно, в 1,5 года и в 2 года было на больше 15 слов. Невролог поставил ЗРР и назначил лечение. Но в 2,4 переболели короновирусом и потом был полный откат: он перестал ходить на горшок, начал его бояться, перестал сам есть, перестал разговаривать от слова совсем, начались истерики. Мы обратились в неврологические отделение детской больницы и прошли там обследование и реабилитацию. Сын начал говорить по слогам и нужно заставлять его, отвечает на вопросы, знает цвета, формы, животных, профессии, все согласно возрасту. В больнице поставили ЗРР и нас ждет еще раз курс реабилитации. Ходили к психиатру: диагноз - расстройство экспрессивной речи, но тяжело воспринимает обращеную речь. Пошел в садик. Воспитатели сначала говорили, что нужно обследоваться, очень похож на аутиста. Когда я сказала, что мы прошли обследования и рассказала все выше перечисленное, то теперь они мне каждый день говорят, что ему нужен коррекционный сад. Сын их не слушает в саду, не ест, не спит. Не знаю, что делать. У всех специалистов спрашиваю: нужен ли нам специальный детский сад? Все отвечают, что нет. Ребенок начал кусать щеки себе.

Ответы и советы психологов
Психолог
Анна, здравствуйте!
Заочно достаточно сложно ответить на ваш вопрос, не видя ребенка и тех заключений, которые делают другие специалисты. Попробую дать вам несколько общих комментариев, возможно, это поможет вам в принятии решения.
Задержка речевого развития не бывает сама по себе, она основывается на общей задержке в развитии психических функций. Речь - верхушка айсберга, основа - двигательное развитие ребенка. Скорей всего в вашем курсе реабилитации есть различные двигательные упражнения, но их нужно выполнять ежедневно, чтобы был результат. Поэтому просите домашние задания у ваших специалистов, либо обратитесь к нейропсихологу, чтобы вы и дома могли заниматься.
По поводу сада, здесь маловато информации. Если это только начало похода в сад, то тут больше стоит вопрос не специфичности самого сада, а процесса адаптации, который у разных детей проходит своим путем. Кому-то нужно и пол года на то, чтобы адаптироваться, начать есть и спать в саду. Истерики и протесты в таком случае будут нормой, но опять же у меня мало информации, какие конкретные реакции дает ваш сын.
Если вы ходите в гос сад и в группе много детей, то реакция воспитателей тоже понятна - дети, требующие слишком много внимания отнимают много сил. И тогда тут будет вопрос, как выстроить взаимоотношения с воспитателями, чтобы от вашего сына не открещивались.
Кусание щек - аутоагрессия и результат напряжения. Причины: стресс при адаптации, а так же трансляция напряжения самой мамы, которой нужна поддержка и вера в то, что все будет хорошо.
В заключении хочу сказать, что помещение в коррекционную группу не всегда может благоприятно сказаться на ребенке. Имея пример детей с различными особенностями развития, ваш сын может начать копировать их и тогда вашим реабилитологам добавится работы.
Желаю вам удачи!