спрашивает: Светлана (Санкт-Петербург)
Мне 38 лет, маме 61 год. У нас нормальные, в целом, отношения, но одна мелочь просто добивает! Уже много лет периодически ругаемся по одной и той же причине: когда садимся вместе есть, мама без спроса влезает в мою тарелку. Маму люблю, ничего для неё не жалко, но этот момент меня бесит просто до умопомрачения! Много раз говорила о том, что мне не нравится, когда без спроса берут еду с моей тарелки - толку ноль. Когда начинаю снова об этом говорить, она обижается и говорит, что я устраиваю скандал из ничего, и что это не нормально - беситься из-за такой мелочи. Когда говорю, что для меня это не мелочь, отвечает, что у меня проблемы с психикой. При этом не слышит моих доводов о том, что это она из раза в раз, зная мою реакцию, снова провоцирует конфликт, и ей нужно просто перестать лезть в мою тарелку. В итоге ругаемся в пух и прах, она плачет, мы расходимся по домам, и я начинаю ругать себя за то, что я плохая дочь, снова зря обидела маму. Я бы и рада не обращать внимания на это, но просто ничего не могу с собой поделать! Эти ситуации очень утомляют. Скажите, кто из нас не прав? Мама нарушает мои личные границы, или это я преувеличиваю и зря её обижаю?

Ответы и советы психологов
Психолог
Светлана, добрый день
Конечно же нарушает. Для кого-то нормально, что в его тарелке копаются другие люди, пусть это даже и родители, но для вас это неприемлемо. Неважно по каким причинам, у каждого есть свои индивидуальные особенности и пока они не проламывают границ окружающих, нет совершенно никаких обязательств объясняться по их поводу.
Вы свои особенности обозначили, мама осведомлена. Уже ввиду этого ей следовало бы придерживаться личных границ.
Все, что вам необходимо сделать, это еще раз обозначить линии, которые не следует пересекать. Но в этот раз добавить пункт, освещающий санкции в случае нарушения со стороны второго лица. В случае нарушения санкции необходимо твердо исполнять, иначе человек продолжит делать свое.
Если вдруг она объявит свое желание копаться в вашей тарелке как действительно необходимое ей (а это может быть связано с родительским отношением к вам и сопутствующими желаниями и чувствами), вы просто проведете переговоры, установив регламент сего странного действа с возможностью внесения в него последующих корректив. На этом проблема решена.
В случае необходимости более подробной консультации, обращайтесь.
Психолог
Добрый вечер, Светлана!
Если не брать эту ситуацию, то какие у Вас отношения с мамой? Как мама нарушает Ваши границы, помимо этой ситуации? Вам не нравится, то что делает мама, она знает об этом, но продолжает делать так, как удобно ей самой. Вы говорили, что Вам не приятно, мама не слышит Вас, мама не видит, что в этой ситуации что-то "не так", для неё это нормально. Если взять еду с маминой тарелки, то для мамы это нормально будет? Что ещё происходит в Ваших отношениях с мамой? Как часто Вам приходится вместе есть? Кто делает первый шаг, после этой ситуации?
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберём Вашу ситуацию.