спрашивает: Ксения (Санкт-Петербург)
Два года назад меня начал игнорировать близкий друг, с которым меня связывало множество приятных воспоминаний. Мы никогда не конфликтовали, у нас не бывало разногласий, напротив, у нас было похожее мировоззрение, интересы - словом, ничто не указывало на то, что его что-то не устраивало в нашем общении.
Мы успели пообщаться немного, чуть больше года, после чего он постепенно начал охладевать ко мне, неохотно говорить со мной. Я чувствовала, будто он теряет ко мне интерес. У меня появились новые увлечения, которыми я старалась с ним поделиться, я пыталась привлечь его к разным совместным авантюрам - избежать какого-то застоя, "развлечь" его. Но наше общение продолжало ухудшаться, а я боялась с ним об этом поговорить. От него никаких упрёков в мой адрес не поступало. Он никогда не говорил мне, что я делаю что-то не так, не называл меня скучной и не пытался самостоятельно чем-то со мной поделиться. В конце концов он просто исчез из всех соц. сетей, у меня больше нет способов с ним связаться. Ситуация настолько плачевная, что я не могу быть уверена в том, жив ли он вообще.
Я думала, что быстро оправлюсь, но этого не произошло. Этот человек дал мне невероятно много, заставил меня поверить в себя, найти новые хобби и интересы. Вся моя мотивация ушла вместе с ним. Сейчас в своих новых друзьях я стараюсь найти ему замену и не найдя её делаю им больно, становлюсь жестокой и чёрствой к проблемам других. Я потеряла интерес к тому, что раньше доставляло мне удовольствие, поскольку тогда я могла поделиться своими успехами в чём-то с ним и получить поддержку и одобрение. Теперь же мне кажется, что ни в какой работе нет смысла, если он не может оценить мой труд. Он был для меня кумиром и авторитетом, моей опорой, которая исчезла, и я не понимаю, по какой причине. Я по сей день виню себя в том, что была недостаточно умной или интересной.
Как найти в себе силы принять предательство друга и продолжить жить?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ксения! Это очень больно, потерять исчезнувшую опору, если она находится в другом человеке. Мы чувствуем себя по-настоящему уверенно, независимо, свободно, когда опора внутри, когда наша личность имеет твёрдый внутренний стержень. Так вот тогда мы живем, что-то делаем, чего-то добиваемся не для кого-то, а для себя. Вы сейчас очень остро ощущаете утрату той самой опоры, которую имели в близком друге. Но сохраняющееся чувство вины и тяжёлое переживание предательства, наверное, имеют корни в вашей детской истории. Тот близкий друг исполнял роль любящего, заботливого, принимающего родителя, и именно этого скорее всего вам сейчас не хватает. Но посмотрим с другой стороны: весь опыт принятия и внимания не улетучился с уходом близкого друга. Ничто не проходит бесследно - поищите в своей душе хранящиеся там впечатления своей личной ценности, значимости, одарённости. Это про вас, и ваша жизнь продолжается.
Если вам захочется разобраться в этой ситуации более подробно, приглашаю вас на онлайн-консультацию.
С уважением,
Наталия Смольникова
Психолог
Ксения, здравствуйте!
У меня сложилось такое ощущение, что это не первый человек, который вот так вот охладел и пропал из вашей жизни. Конечно же я бы поисследовала ваши детско-родительские отношения.
Почему, чувствуя, что происходит что-то не то, вы молчали?
Сейчас вам очень тяжело, потому что вы наделили авторитетом и своей опорой другого человека, но ведь авторитетом и опорой себе должны быть именно вы. Когда вы себе авторитет - не нужно ничьё одобрение.
У каждого из нас есть 3 базовые потребности:
Безопасность, Социальные контакты, Восхищение.
Важно знать, что они всегда удовлетворяются, иначе мы не выживем, но также важно понимать то, как они удовлетворяются. Адекватно, или нет.
Эти 3 составляющие являются фундаментом здоровой психики, от них зависит наше самовосприятие: уверенность и самооценка. Фундамент не здоровой психики: контроль, созависимость, поиск одобрение.
Когда мы теряем безопасность, сразу же начинаем чувствовать тревогу и пытаемся контролировать.
Когда теряем качественные социальные контакты - приходит созависимость, берем любого, кто попадается, прилепляемся к нему и ставим его во главу своей жизни.
Когда теряем восхищение, то ищем одобрения во вне, а порой выпрашивая его.
Следовательно, необходимо закрыть свои базовые потребности.
Приходите на консультацию, поисследуем, что происходит в вашем психическом мире.
С уважением,
Психолог Ирина Керницкая.