спрашивает: Ксения (Москва)
Добрый вечер. Помогите разобраться в ситуации. Я мать одиночка, сыну 9лет, папа наш бросил нас когда сын только родился, в жизни ребёнка не участвует, живём в другом городе. У сына появились вопросы по поводу его отца. Я сказала ему, что папа его очень хотел, любил и ждал его рождения но заболел и умер, не смогла сказать ему правду, что нас бросили. Скажите, это не навредит ребёнку или надо было сказать все как есть?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ксения, не лучший вариант обманывать ребёнка, ведь пройдёт время и он сможет узнать, что было не так и тогда будет испытывать к Вам обиду и злость. Возможно, Вы теряетесь перед вопросами ребёнка, поэтому Вам прощё сказать, что папа умер, чтобы не отвечать на его вопросы и не бередить свои раны, но так лучше было бы только Вам, но не ребёнку. Лучше говорить правду...
Психолог
Здравствуйте Ксения!
Вам все равно когда то придется сказать ему правду или это сделает кто то другой. Вы можете сказать ребенку что все люди разные и у каждого бывает когда он выбирает и у ребенка будут такие варианты когда надо расставаться с человеком. Жизнь это путь где мы встречаемся и иногда расстаемся и ваш папа сделал выбор по своим причинам расстаться с мамой и ребенком и в этом нет его вины и осуждать его значит считатьь себя безгрешным. Наоборот ребенок если ему толково объяснить поймет что в жизни бывают и грустные и неприятные моменты и благодаря своему опытьу мы становимся умнее и лучше и даже расставание это просто этпа в жизни после которого будут новые встречи. А вечная любовь это мечта и все к этому стремятся но достигают не все. Так что папа обычный человек и его не надо осуждать или винить. Все к лучшему.
Психолог
Лучше сказать правду - но в приемлемой для ребёнка форме. Одна ложь потребует новой лжи - и постепенно клубок разрастётся и всё запутается.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте, Ксения. Вы абсолютно верно сказали сыну что он желанный ребенок, что папа его рождения ждал и хотел. Однако с точки зрения психологии детям стоит говорить правду в таких вопросах до конца. То что папа сделал свой выбор и решил не принимать участие в судьбе сына - его решение. Вашей тут нет вины. У нас пол страны женщин, которые растят своих детей одни, и дети вырастают с хорошей самооценкой и довольные жизнью.
Что стоит за не правдой которую вы озвучили? Ваш сын может чуть позже попросить съездить на могилу отца или более подробно распросить о том что была за болезнь. Одна неправда цепляет за собой другую...
Если вам это отзывается, и если это возможно, вероятно стоит чуть позже честно признаться, что вы сказали неправду. Рассказать что папа был, но ушел. Это его выбор, и он никак не связан с тобой, сын. Так бывает, что взрослые люди живут вместе, но потом могут расстаться. И огромное спасибо отцу за бесценный подарок который он вам оставил - сына. За это можно его поблагодарить.
Такие разговоры с детьми не просты, и я очень вас понимаю. Но правду всегда говорить приятнее и лучше для детей, она создает между родителем и ребенком доверие. Если хотите, можете написать мне лично, я вас проконсультирую.