спрашивает: Ольга (Москва)
С отцом моего сына мы разошлись до рождения. Он был абьюзером. Постоянно манипулировал, игнорировал молчанием и все классические уловки применял. Когда сыну было полтора мы начали вновь общаться. Я старалась поддерживать дружеское общение ради сына. К ребенку он относится в целом нормально, когда приезжает проводит с ним время вместе качественно.
Но приезжает он в лучшем случае два раза в месяц на два часа и только тогда, когда я сама ему напишу/позвоню. Стоит ли мне поддерживать это общение,просить приехать и т.п? Сын конечно скучает и радуется ему. Или прекратить навязывать это.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга, похоже, что Вы сами хотите освободить себя от этой роли - связующий между отцом и сыном, но боитесь, словно, будете чувствовать себя виноватой за то, что если перестанете звонить, то отец перестанет приезжать и словно Вы лишите ребёнка отца. НО...это не так. НЕ Вы отвечаете за то, каким ОН может быть отцом. Вы можете НЕ звонитье его, не приглашать, да, ребёнок будет переживать, но он всё равно сталкивается с этим чувством, будет взрослеть и понимать и видеть то, какой на самом деле отец. Решать Вам - Вы можете или дальше быть этим связующим или перестать...
Психолог
Не стОит "просить" в смысле "умолять на коленях", но стОит "просить" в смысле "напоминать", по возможности "ненавязчиво".
Вы не упоминаете такой важный факт как возраст сына, когда-то сын сам может начать звонить отцу и "договариваться" с ним о встречах.
Если хотите - могу предложить помощь - можно обо всём более детально поговорить в рамках консультации, всегда важны детали.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте Ольга!
Я думаю ваш бывший муж изменился и вы чувствуете что он вам стал больше нужен и общение с ребенком вам нравится. Может стоит встречаться чаще и ребенку это понравится. Если я ошибаюсь - извините. В любом случае нужно понять причину ваших сомнений и вопросов. Я предлагаю  вам прийти ко мне на консультацию по Скайпу или телефону и мы разберемся что именно происходит в вашей душе. Поймите чем точнее вы будете понимать себя тем легче будет жить. Напишите мне на почту elena_gurova@mail.ru и мы познакомимся. Я хочу помочь вам. Жду вашего письма с вопросами
Психолог
Здравствуйте. Могу предположить, что если отец вашего сына "классический" абьюзер, ему вполне доставляет удовольстве ваши просьбы приехать, или он так чувствует себя важным и нужным, когда его именно зовут, а не он сам организует визит.
Решение как вам поступить, конечно, только за вами.
Из рекомендаций на уровне эксперимента могу предложить 1) Перестать писать и посмотреть что будет в течении пары недель. Возможно мужчина сам напишет что хочет встречи с ребенком. 2) Писать ему вам самой, но не в формате просьбы, а примерно так: "Есть возможность принять тебя в субботу с 12 до 15. или в воскресенье с 14 до 18 (подставить нужное вам время) Если можешь, дай знать". 3) Можно просить приехать на то время когда вам реально нужно сделать свои дела или отдохнуть, здесь вы можете воспринимать его как "няню", которая дает вам свободное время.
Важно как вам будет комфортно, и какого результата вы хотите от продолжения или прекращения общения с ним.