спрашивает: Женя (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте. У меня есть дочь. Ей сейчас 11лет. У меня неимоверное чувство вины за то, что я всё время работала и оставляла её одну. У неё проходили важные жизненные ситуации вообще в одиночестве. Так, например, она нечаянно придавила своего питомца (мышку), а я была на работе. Пришла, а она плачет. Мы мышку похоронили. Потом через время завели морских свинок. Когда я была в поездке, умер детёныш этих морских свинок. Опять дочка плакала мне в трубку телефона, а меня не было рядом. Когда я приехала (через 10часов), то просто выкинула свинку в мусорник, потому что у меня не было сил на эмоции сопереживания. Потом четыре месяца дочка в возрасте 10лет оставалась одна в квартире, пока я работала на 25 часов, на 24 часа и так 3-4 раза в неделю. Ей было страшно засыпать ночью, иногда она плакала от страха, оставляла свет в комнате, где спала.
Я в разводе, мать умерла, когда я была беременна, отец ушёл от нас, когда мне было 7лет. Родственников никаких нет. Сидеть с дочкой, когда она ходила в садик, я нанимала бывало нянечку. А в 10лет мне она сказала, что никого не надо, телевизора ей хватит.
Сейчас мне очень больно за такие мои ошибки и промахи. Я не знаю, как себя простить. Старясь максимально быть с дочкой рядом, но иногда из-за каких-то важных дел могу на неё ругаться. Так, например, мы переехали в другой город, в другую страну, она пошла в школу третий день, немного опоздала из-за медицинской справки, кабинет чётко мы не узнали, я поехала оформлять паспорт. Она позвонила мне в слезах, что не знает, куда ей идти. Я на неё напугалась, сказала, чтоб она позвонила классной руководительнице и узнала кабинет, потому что я еду за рулём в другую сторону. Она выключила телефон. К счастью, всё закончилось хорошо и потом я всё-таки позвонила учительнице.
Причина моего чувства вины в том, что меня не было рядом с дочкой в важные моменты её жизни. Может это потому, что и с матерью моей я не была рядом с ней в важные моменты её жизни...
Как изменить мои действия и убрать чувство вины?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Женя, здравствуйте !
с чувством вины хорошо работает Эмоционально - Образная терапия , также можно найти с ее помощью причины Вашего поведения и поменять взаимоотношения с дочерью . Если готовы к изменениям , записывайтесь на консультацию , я работаю с такими вопросами онлайн и буду рада помочь
с уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте Женя! Вы обе с дочерью повзрослели и стали умнее. Я уверена , что и она меньше переживает и то что с ней происходило частично дало ей опыт самостоятельности. Просто вам сейчас надо строить с ней настоящие взрослые отношения. Скоро у нее будет подростковый возраст и вы мжете помочь ей в этом. Думаю все будет хорошо. Если вы станете с ней обе умнее и пойдете по новому пути вы обнаружите обее много новыхх сил и желаний. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу или телефону и мы найдем коренные вопросы и как и решать. Напишите мне на почту elena_gurova@mail.ru и мы познакомимся. Думаю что вам и вашей дочке можно помочь и я это сделаю. Жду вашего решения и письма с вопросами
Психолог
Здравствуйте,Женя.Сейчас,важнее,чем чувство вины,восстановить травмированную психику дочки.Для этого с ней важно часто разговаривать,делиться эмоциями,проявлять любопытство к ее внутренней жизни.С кем она дружит,о чем разговаривает,каковы ее переживания и страхи.И рассказывать о себе,о своих трудных годах жизни и о своих переживаниях в те годы.Вы должны стать ДОВЕРЧИВЫМИ ПОДРУГАМИ.Тогда сначала вернется доверие к Вам дочки,а потом-ее интерес к себе,принятие себя хорошей и достойной интересной жизни и любящей мамы.Сейчас дочка пока,Вам не доверяет.Поэтому,сейчас,например,года за три,можно вернуть доверие дочки и сильно ослабить ее ранние детские травмы.
Психолог
Здравствуйте, Женя. Ваш рассказ говорит только об одном , что Вы - хорошая мать. Это правда. Равнодушной матери бы даже в глову не пришла мысль, что она может как-то не так воспитывать дочь. Учитывая Ваш график, Вы изо всех сил рветесь, чтобы обеспечить дочери нормальную жизнь. И как будто бы требуете от себя всегда быть идеальной. А это невозможно. Мы все иногда ругаемся на детей, срываемся, зачастую несправедливо. Что поделать, мы всего лишь люди. Конечно же, Вы переживаете, что есть моменты, когда Вы обижали дочку, не смогли ее поддержать так, как хотелось бы. Но, такие моменты бывают абсолютно у всех людей. К тому же, Дональд Винникотт - английский педиатр и психоаналитик установил, что для наилучшего развития ребенка нужна не хорошая, не идеальная, а "достаточно хорошая мать". Это та - кто  пытается понять потребности ребенка, где-то понимает, где-то ошибается, и не корит себя за ошибки. Именно такие трудности готовят ребенка к взаимодействию с миром.
Что можно предложить Вам - взять тетрадку, ручку, и ручкой (не в телефоне, и не на компьютере, а ручкой на бумаге) написать список тех событий, когда Вы смогли поддержать и утешить дочку. Когда Вы были достаточно хорошей матерью. Ну наверянка они есть, просто Вы их не помните. Попробуйте вспомнить, и увидите, как много Вы делаете для своего ребенка.
Детская психика гибкая. Не известно помнит ли дочь о тех событиях, о которых Вы до сих пор переживаете, или уже давно забыла.  Может быть, можно ей сказать, что Вам очень жаль было оставлять ее одну, и Вы очень переживаете из-за этого?