спрашивает: Лина (Москва)
Здравствуйте. Я уже взрослая девушка, но одна подростковая проблема меня никак не оставляет до сих пор... Я совершенно не чувствую любви к себе самой, не считаю, что вообще достойна её. Недавно осознала это, обдумывая свою жизнь. У меня до сих пор не было отношений, я в целом очень тяжело доверяю людям, всегда жду от других подвоха, живу с девизом "верь в лучшее, но готовься к худшему". Веду себя холодно и не люблю привязываться к кому-то. Иногда пытаюсь себя представить в отношениях и меня всегда гложит странное чувство. Всякие мысли в голове "такого не может быть", " ты и правда веришь, что тебе будет говорить комплименты, а твое мнение будет важно для кого-то?". Много комплексов, не могу принять свою внешность, всю жизнь худею, крашу волосы и тд, но не могу принять свою внешность. Мне кажется, я никогда не полюблю себя. Даже мысли об этом мне кажется дикой

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день!
Лина, как правило подобная проблема связана с недостатком позитивного принятия в детстве, в родительской семье, зачастую - напрямую связана с "отсутствующей отеческой фигурой" - либо физически, либо когда отец - "совсем не такой каким должен быть". Если хотите - я могу вам помочь получше во всём разобраться, подумать как выбраться из подобной ситуации, что можно поменять. Для этого - важна надёжная мужская фигура, недаром ведь во многих культурах мира девушку под венец ведёт именно её отец.
Приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Психолог, семейный психолог
Лина , здравствуйте !
скорее всего есть причина для Вашей нелюбви к себе и недоверию. Возможно в детстве Вам давали двоякие сигналы, с одной стороны принимали Вас, а с другой , давали понять, что нужно быть другой , что не достойны любви, что чего-то вам не хватает для того чтобы быть достойной, что недостаточно хороши или сравнивали с кем-то не в Вашу пользу. . Вот Вы эти ощущения из детства и привнесли во взрослую жизнь .
это можно изменить и чем раньше Вы это сделаете , тем легче строить отношения Вам будет . Если хотите , можете записаться ко мне на консультацию, я работаю онлайн с такими вопросами и буду рада помочь
с уважением,
Елена