спрашивает: Илья (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Илья и мне 24 года. В данный момент я нахожусь в непростой ситуации связанной с отношениями с девушкой. Мы вместе уже год, живём вместе тоже около года.
Сначала отношения были хорошими, потом я впал в какую-то апатию по отношению к человеку. Но не полную, временами у меня получалось отдаваться отношениям. Проявлялась эта апатия потерей интереса, мне часто приходилось пересиливать себя чтобы банально выслушать человека. При этом у меня есть проблемы с любовью к себе, которые, как я подозреваю, сильно на это влияют. Проблемы копились - я был отчасти закрыт, хотя иногда пытался раскрываться.
И недавно это всё резко взорвалось. Я почувствовал что что-то не так и в итоге оказалось что она гуляет с другим человеком, который является как бы противоположностью меня. Не хочу говорить "лучшей версией", но в плане обхождения с собой и моей девушкой он и правда лучше. Уже была измена, но я увидел что она сама очень не рада этому и спустил на тормозах. При этом представление что она будет отдавать свою любовь другому человеку вызывают сильную душевную боль.
С её стороны она объяснила что она сильно под меня подстраивалась (это не потому что я как-то нарошно это делал, а потому что у неё характер такой), хотя говорила, что чувствует себя собой вместе со мной, что она забыла про свои потребности, плюс я их не восполнял. Быстро ушла романтика, не было цветов (хотя другие подарки были), я был пассивен. И как бы всё верно.
Я осознал что дальше я так себя вести не могу и начал меняться - читать про любовь к себе, заниматься с зеркалом и аффирмациями, больше за собой ухаживать и как-то пытаться нащупать внутреннего ребёнка.
Сейчас у нас с ней идут сильные качели - я внезапно осознал что оказывается я люблю её и всё это время пребывал в каком-то сне. Эта ситуация длится с середины декабря до сих пор. В данный момент она попросила паузу чтобы она разобралась в себе. Она вроде бы и сохранила какие-то чувства, но при этом говорит что не знает что я могу ей дать и вроде бы не верит в отношения.
При этом я очень хочу отношения и почти не представляю себе жизни без них. Понимаю, что это не совсем здоровая штука, но отношения это и вправду хорошо, когда рядом есть близкий человек.
Сейчас я ощущаю сильные душевные терзания и не знаю что делать. Стоит ли пытаться всё наладить? Есть ли шанс?

Ответы и советы психологов
Психолог
При этом у меня есть проблемы с любовью к себе, которые, как я подозреваю, сильно на это влияют. Проблемы копились - я был отчасти закрыт, хотя иногда пытался раскрываться.
Добрый день Илья!
Это очень хорошо что вы задумываетесь о причинах, о том что может влиять на вас и на то как вы выстраиваете отношения с другими людьми вообще и с вашей девушкой в частности.
И действительно нередко проблемы в отношениях с другими скрываются в том что человек - "не знает что такое здравая любовь к самому себе", у него нестабильная, плавающая самооценка.
Но только вот "просто говорить себе перед зеркалом о том какой ты хороший" - такой способ не работает. Тут речь идёт о необходимости подтверждения собственной "хорошести", "не-плохости" со стороны "других". И в этом вам может помочь психотерапия - как в индивидуальном формате, так и как вариант - групп-аналитическая психотерапия, к слову сказать я веду такие группы с постоянным составом участников в Институте Психологии и с февраля стартует новая группа - так что вы могли бы успеть присоединиться. Либо - возможна индивидуальная работа, которая поможет вам - в первую очередь "наладить отношения с самим собой" - и либо восстановить отношения с той девушкой (если это возможно и оно того стОит), либо - найти другие, более для вас подходящие отношения с надёжной и верной, верящей в вас партнёршей.
Если вы хотите получить больше информации приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте, Иван!
Качели, внутренние терзания - все это непросто.
Раз девушка попросила паузу - пусть будет так. За это время и вам нужно разобраться в себе. Что именно вам нужно? Что именно в отношениях вам нужно? Что именно дорого? Что именно вы боитесь потерять? А вообще,чего в связи с отношениями вы боитесь?
Как вы думаете, почему тогда вы впали в апатию? А почему именно вам не хотелось выслушивать свою девушку?
Скажите,она вам интересна была тогда? А сейчас? Что изменилось, почему появился интерес? Или же это от страха одиночества и от нежелания отдавать ее другому?
Какими вы видите счастливые отношения? Какой вы в вашем представлении счастливых отношений? А девушка? Пофантазируйте и напишите.
Вы интроверт? Много ли у вас друзей? Есть ли у вас опыт любви и влюбленности до этих отношений?
Вы пишите,что не любите себя. В чём именно это выражается? И что по вашему означает любить себя. Вот тот парень,с которым гуляла ваша девушка, вы пишите,что он себя любит. В чём выражается его хорошее отношение к себе и любовь к себе?
Кто-нибудь в вашем окружении говорит или говорил о любви/ не любви к себе?
Вы принимаете себя? Если да,то в каких сферах жизни? И если нет,то тоже ,в каких?
Напишите все эти вопросы ручкой в блокнот и отвечайте,тоже ручкой,так лучше для того,чтобы получить ответы. Возможно, какие-то воспоминания придут,или мысли, озарение. Возможно, возникнет грусть, злость, тоска, апатия, неприятные физические ощущения при ответе на вопросы,это обязательно фиксируете.
Потом напишите мне жти ваши ответы на электронную почту (перепечатать или сделать фото блокнота можете) и я дам вам краткую обратную связь. Или же сразу после работы с вопросами можете записаться на консультацию, там все обсудим, проговорим, начнем искать причины, что-то проработаем. Если вы ещё студент, то будет скидка на консультацию.
Вы проявляете большую осознанность и зрелость в том,что стремитесь разобраться и в ситуации,и в самом себе.
Желаю в этом успеха и всего доброго!