спрашивает: Вера (Москва)
Здравствуйте, помогите пожалуйста, разобраться.
Мама, умерла в июле, пол года назад.
Умерла от онкологии, достаточно внезапно, в марте поставили 4ст в июле не стало.
Уходила дома с памперсами и тяжело.
Сестра приезжала, через день, помогать.
Сейчас, у меня на душе, состояние тоски, как будто все перестало радовать, я вроде смеюсь, шучу, но всегда, где то даже отдалённо, присутствует мама. Как бы она посмотрела, как бы сказала, ей бы рассказала, то или это.
Жили, мы вместе. Есть муж и ребёнок 5ти лет.
До, ребёнка были конфликты с рождением, сильные. Все касались, меня и мамы.
Мама, всегда была, человек эмоциональным и достаточно конфликты, как это говорят токсичным. Обвиняла во многом свою маму, мужа (развелись) нас с сестрой. Всегда учила, жизни. В детстве были истерики, ориентировочно 2-3р в месяц. Мама, могла лежать на кровати и смотреть в потолок, часами, мы с сестрой должны были, сидеть рядом.
Если мы, уходили или отходил, мы были неблагодарными и тд слова, были разные.
Когда, сестра, попыталась уйти и снять квартиру, мама легла на пол, сказала ей плохо с сердцем, так и не отпустила, не знаю было ли плохо и она, очень чувствительная и на этом, фоне стало плохо.
Сколько помню, мама всегда плакала, была очень драматичным человеком. С подругами дружил но и в тоже время их обсуждала. Достаточно, грубо.
Много раз, я плакала. Мама, всегда говорила что я ноль без палочки, дура, когда я делала, так как хочу.
Но были и весёлые моменты, но понимаю что скорее, весёлые тогда, когда слушали только её.
Вообще, муж в недоумении... Говорит, да мама... Но она так, тебя оскорблял, не уважал, говорила собирай чемоданы и вали.
И ты, так по ней убиваешся.
Хотела, всегда съехать.
Мама, когда болела, говорила, маму спасать надо, нужны деньги, делайте что то, но при этом, сама не проявляла практически, инициативу, ехать ей было тяжело, химию она не хотела. Начала из дня в день, говорить в чем её хоронить, конечно мы плакали. Ещё, мама говорила, что я мало уделяю, ей внимания. Хотя, я разрывалась, между ребёнком, мужем и ей. Муж работал, а мне и погулять, это было лето и поесть приготовить, памперсы... Поговорить, таблетки, я была на износ, ещё ночью вставала.
Я постаралась в кратце изложить.
Сейчас, я постоянно плачу, тоска, чувство вины, как я могу радоваться, если не вытянул маму... Мне её не хватает, но при этом, понимаю что были бы только упрёки и слезы.
В детстве плакала в деревне без неё, на ёлки не могла ходить без неё, болел живот, я даже на море летала, плакала в ванной.. Прилёта да, она нас встречала с улыбкой, и счастья полные штаны.
Я всегда, жаждила её одобрения, так хотела много, зарабатывать что бы она, мной гордилась.
А сейчас тоска и как будто, я потерялась.
Хотя, мне уже 33 и я сама, мама.
Помогите, пожалуйста.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Вера.  Соболезную Вашей утрате.  Мама есть мама, и с ее смертью, может быть ощущение, что все обострилось, и горечь, и боль, и воспоминания. Вам тяжело сейчас. И очень важно, что при этом Вы самой себе говорите, как Вы трактуете происшедшее. Поддерживаете ли Вы себя. Судя по тому, что пишите - не очень. Разве это Вы виноваты в том, что маму не вытянули?  Возможно ее вообще нельзя было вытянуть, ведь иы не знаем, сколько срока нам отпущено. Люди умирают от болезней, и их смерть не зависит ни от них, ни от нас. Человек может хотеть жить, лечиться, делать все, что говорят ему врачи, но при этом все окажется бесполезным.Так устроен мир. Бог знает, почему так, но это так.
Что касается, что Вы не уделяли маме внимания - это неправда, но мама могла так говорить от бессилия и от нежелания умирать. К тому же, она видимо так справлялась с жизнью - Вы пишите, что она и бабушку обвиняла в чем-то.. Наверное это паттерн поведения, с которым ей было легче. Так или иначе, болезнь готовит человека к переходу в другой мир. Человек при этом может сопротивляться и начать обвинять окружающих. А может смириться и принять эту данность. Но это зависит только от самого человека - от Вашей мамы. НЕ от Вас. Потому что, Вы - точно сделали больше, чем могли. Мало того, если бы вообще бросили совсем все дела и сидели рядом с ней - обвинение в том, что Вы мало уделяете время, все равно могло бы последовать. Потому что оно субъективно.
Если надумаете, обращайтесь, будет полегче. Я работаю в методе EMDR, это метод рекомендованный ВОЗ для переработки любых психотравм, включая и горе.
Сил Вам и удачи!
Психолог
Вера, получается что у вас с самого детства сформировалась патологическая связь с мамой, которая сама по себе была тяжёлым, токсичным человеком. И сейчас после её смерти - вам очень и очень тяжёло отпустить её, "отгоревать её смерть", и ваш траур превратился в "патологическое горевание".
Выкарабкиваться из этого состояние значительно проще и эффективнее в рамках работы с опытным и толковым психологом. Если хотите - я мог бы вам в этом помочь. Если вы хотите получить больше информации приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте, Вера!
Соболезную вашей утрате. Это тяжёлое испытание. Утрату нужно отгоревать, на это нужно время. Полгода это ещё не срок. Обычно нужен год.
Можете почитать про стадии острого горя и про стадии переживания утраты.
Это общая информация.
В вашем же конкретном случае все ещё р усугубляется ее болезнью, необходимостью ухода. Да и не просто болезнью,а одним из пугающих диагнозов. Это испытание, и вы. Прошли его достойно. Очень сложно ухаживать за больным в терминальной стадии, страшно видеть,как он сгорает на глазах, ощущать свое бессилие. Вопрос, могла ли я ещё что-то сделать,лучше стараться, задают все пережившие подобный опыт. Кажется,что приложи я больше усилий,то... Но это ложное убеждение. Вы сделали максимум того,что реально могли. Ещё и с ребенком на руках. Это испытание и вы его прошли. Теперь нужно пережить горе, желательно, в сопровождении специалиста психолога (консультации).
Также важно будет проработать все то,что вы описали (все истории из детства, навязанное чувство вины, привычку добиваться любви), чтобы начать жить свободнее и полнее. Нужно будет отработать все эмоции и чувства, которые имеются, от тоски и любви до обиды и злости. Это долговременная программа, ее нужно делать не торопясь.
Если есть возможность Уже сейчас начать работать с психологом на консультациях, то начинайте. Если нет, то можете пока самостоятельно изучать вопрос токсичной вины, навязанной вины, переживания горя. Но лучше все же найти психолога и взять несколько консультаций. С ним получится более структурированно и у вас не будет того одиночества, которое так пугает.
От себя ещё раз скажу,что вашей вины нет точно абсолютно. Вы не могли маму вытащить. Увы, это такая болезнь. Наоборот,вы молодец, мы ухаживали и делали то,что нужно.
Вы не виноваты.
Но при этом сразу вас это чувство не отпустит. И в целом,если он не застопорит вашу жизнь, работу,вы сможете радоваться моментам с ребенком,мужем,то это нормально,так как нельзя дать всю заботу,всю любовь и чувствовать,что да, все отдал сполна. Всё ,кто потерял родителей, испытывают вину. Но важно,чтобы это не стало токсичным, разрушающим чувством вины. Оно нормально на короткий срок,как набегающие мысли,как одна из стадий,но нельзя в нем застревать.
Психолог поможет разобраться.
Старайтесь не отказываться от поддержки близких,но если нужно побыть одной, побудьте,но не слишком долго. Горевать нужно,но все хорошо в меру.
Как вы и написали,вы и сама мама , и маленькая новая жизнь очень нуждается в вашей живой любви.
Всего доброго, берегите себя!
Если захотите поработать со мной, пишите здесь на сайте или на почту savina.moscow@gmail.com.
Психолог
Здравствуйте, Вера!
Соболезную Вашей утрате. Мама для каждого из нас - первый и значимый человек в жизни. Какая бы мама ни была, какими бы отношения с ней ни были, всегда больно терять близкого и родного человека, который дал нам жизнь, которому мы улыбнулись впервые. Ваши чувства тоски и горя естественны и будут проживаться Вами столько времени, сколько Вам необходимо, пока Вы не найдёте новые опоры и ресурсы, чтобы перестроиться на жизнь без мамы. Давайте чувствам выход, плачьте, когда плачется. Можете писать письма маме, как если бы она Вас читала, и в них сказать ей то, что хочется сказать.
По Вашему рассказу Вы прожили очень непростые отношения с мамой, в которых много сил вложили в мамину жизнь, её желания, её душевные раны и физический уход за ней. Вы настолько привыкли жить другим человеком, его потребностями, что теперь, потеряв его, ощущаете чувство, как будто потеряли и себя. Кем же теперь жить, кому помогать, кого радовать, у кого искать одобрения и гордости за себя? Как теперь вообще понимать, какая "Я", отдельная от мамы и её мнения? Чем теперь заполнить свою жизнь? В такой ситуации действительно возникнут и чувство потерянности, и чувство вины, что не уберегла.
Я могу Вам сказать, что Вы сделали для мамы всё, что могли, что было в Ваших силах, и даже больше. Вы в каком-то смысле побыли для неё заботливой матерью, вместо той, которая обвинялась. Сложно переоценить то, что Вы дали своей маме в то время, как сами нуждались в ней, делая всё, чтобы увидеть улыбку. На Ваших силах и опоре мама прожила, возможно, больше, чем могла прожить. Но у всего на свете своё время. Вспомните улыбающуюся маму и запечатлейте её в своём сердце, неся в этой улыбке её любовь к Вам. Сегодняшний этап жизни открывает Вам новые двери - к себе! Ваши силы теперь очень нужны Вам, чтобы восстановиться, переосмыслить свой опыт, найти новые ориентиры, узнать себя, освоить свою жизнь, а также посвятить своё время и внимание ребёнку и своей семье.