спрашивает: Astra (Москва)
Здравствуйте! Проблема, которая меня мучает, началась года 2-3 назад. Не помню, как именно, и что было первым случаем, сначала это было единично, а теперь масштаб стал всеобъемлющий. Я не могу ничего себе нормально купить из вещей, к любой новой вещи у меня клеится какая-то негативная ассоциация, какое-то плохое, тяжёлое впечатление из тех, которые я получила в этот день. Если я узнаю из новостей о каком-то печальном происшествии, случившемся в мире, то всё - если я собиралась что-то купить сегодня, то к этой вещи у меня наглухо приклеится эта плохая новость, и в этот день "покупать нельзя". Я начинаю откладывать это дело, в надежде что завтра день не будет ничем омрачен, и никаких тяжёлых впечатлений я не "прилеплю" на эту вещь. Но на следующий день конечно что-то опять случается негативное. Пробовала не обращать внимание, не идти на поводу, просто делать, то, что мне нужно. Но оно так и получается - потом каждый раз, видя эту вещь, я вспоминаю о плохом событии (с которым я лично никак не связана). Цепкость памяти в этом вопросе меня поражает, что-нибудь полезное я запоминаю не так хорошо. Изолироваться от новостей невозможно, даже если их не читать, все равно где-нибудь услышишь, в разговорах коллег например. Более того, я понимаю, что в мире каждый день происходит огромное количество печальных событий. Каждый день кто-то умирает, и если об этом не пишут в новостях, это все равно происходит каждый день, и не будет "идеального дня", когда все в мире прекрасно и грустных ассоциаций ни с чем не возникнет. Я пытаюсь переключать внимание на положительные события, которые случились в этот день, но - не помогает. Дошло до того, что если вдруг мне удается за день ничего трагического не узнать, то у меня у самой в голове начинает копошиться какой-то негатив, по принципу "не думай о белой обезьяне" - я уже так нервничаю, что с новой вещью у меня будет связано опять что-то негативное, что мой мозг уже сам находит этот негатив и вешает его на эту вещь! Вот уже больше месяца я не могу купить кое-что из посуды, взамен разбившегося - каждый день вновь "не подходит" для этой цели ... Вроде разумом и понимаю, что это все какой-то бред, но преодолеть не могу. Знаю, что как привяжется что-то, и потом будет терзать каждый день напоминанием. Верно ли я предполагаю, что это какой-то вид ОКР? Есть ли какое-то спасение от этой ловушки?

Ответы и советы психологов
Психолог
Верно ли я предполагаю, что это какой-то вид ОКР? Есть ли какое-то спасение от этой ловушки?
Добрый день!
Можно конечно размышлять о варианте "навязчивости"... но "информация о названии диагноза который может поставить врач-психиатр не помогает от этой проблемы избавиться". Для этого намного важнее понимание "психодинамики" - того что и почему происходит. И тут можно высказать гипотезу что вероятно у вас есть некоторые затруднения с "внутренней переработкой эмоций и переживаний". Вам сложно "психологически переварить" - и вы "убегаете" в "делание", в "деятельность". Это тоже хорошо - "не сидеть в случае беды сложа руки", но когда это происходит автоматически и как будто бы помимо вашей воли - это уже начинает мешать жить и снижает качество жизни.
По поводу "спасения"... как правило в рамках психотерапевтеческой работы можно постепенно меняться - самому - и менять свою жизнь. И - работая с подобными ситуациями - я бы мог помочь и вам. Можно начать с индивидуальной работы - и возможно в дальнейшем присоединиться к участию в психотерапевтической группы с постоянным составом участников (я веду такую группу по средам вечером) - либо продолжить индивидуальную работу. Зачем жить в мучениях и страданиях - если постепенно можно будет всё наладить?
Если вы хотите получить больше информации приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте,Астра.Все,что Вы описываете,это Ваша тревога.А она создается из плохих новостей,от которых Вы зависимы.Новости читают все.Но,одни от них не зависимы(продолжаю делать свои дела),а другие впадают в тревогу(а как же теперь жить).Такая зависимость похожа на алкогольную,только,психологическая.Убрать ее можно через повышение свое ценности.Другими словами,если я сильная,то и ничего не боюсь и ни от чего не зависима.Вопрос зависимости успешно решается в личной разговорной терапии.Терапия создает не зависимую среду,в которой Вы учитесь быть свободной и самодостаточной.Такая среда становится привычкой и входит в Ваш характер.Тогда успехи появляются в Вашей жизни,и Вы сами о них рассказывате психотерапевту.Если такой путь роста Вашей ценности Вам подходит,то обращайтесь.Я так же,смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте!
Да, похоже на ОКР. С такими проблемами хорошо работает когнитивно-поведенческая терапия.