спрашивает: Михаил (Москва)
Доброй ночи. Подскажите, пожалуйста, могут ли мне помочь. Я периодически попадаю в сложную лично для меня ситуацию на работе, когда надо отстоять свою точку зрения в рабочей команде. Но я не могу, что то держит меня. Часто бывает, что я знаю правильный ответ и мог бы быть полезен команде, но я не могу себя заставить начать говорить и взять инициативу на встрече. Часто уже после таких ситуаций проматываю в голове то, что произошло и проговариваю что надо было бы сказать, но поезд как говорят, уже ушел. Потом эти мысли давят на меня, чувствую себя лузером. Спасибо за помощь, если кто откликнется.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Михаил! Могу предположить, что держит Вас страх повторения прежнего опыта, когда высказать свою точку зрения было невозможно - ее могли назвать глупой, либо грубо оборвать, могли осмеять или что-то другое, но что было болезненно. И сейчас срабатывает защитный механизм - не подставляться. Умом Вы понимаете, что Ваши предложения сейчас умны и полезны, но психика помнит другой опыт, травматичный. И поскольку травма не знает времени, психика его продолжает проживать и сейчас.
Что делать? Для начала не наказывать себя, не "догонять" еще дополнительно тем, что Вы называете себя лузером. Признать, что у Вас есть причины к тому поведению, которое разворачивается сейчас, к этим реакциям, потому что преследую себя за "нежелательное" поведение Вы снова повторяете тот же опыт - уже сами для себя становитесь в роль преследователя, который снова говорит "ты глупый лузер" или что-то подобное.
И, конечно,  как практикующий психолог я порекомендую разбираться с этим опытом совместно со специалистом. Например,в тех подходах,в которых работаю я, через диалог и иногда упражнения мы выявляем этот травматичный опыт, даем ему название, достаем его из тени на свет - тем самым прекращается автоматизм сценария и опыт остается в прошлом, меняется отношение к нему именно как к прошлому и появляется возможность иных вариантов поведения в нынешнем дне.
В других подходах работа может строиться немного иначе. Но во всех случаях она добавляет осознанность и ослабляет автоматизм реакций. Не реакции владеют Вами, а Вы выбираете способ реагирования. Выбирайте специалиста и условия, который подходят Вам.
Психолог
Добрый вечер, Михаил!
Если Вы будете молчать, то вопрос не решится. Вам не хватает уверенности в себе? Над этим нужно работать, повышайте уверенность в себе. Начните говорить своё мнение, свой взгляд и приводите аргументы, Ваш ответ должно быть уверенным. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
В следующей ситуации, когда Вы почувствуете неуверенность в себе, задайте себе вопрос: "О чём я сейчас подумал? Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Всё, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.
Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать всё, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберём Вашу проблему.
Психолог
Это нормально.  Только после проматываний нужно сделать выводы на будущее и все - никаких эмоций. Так копиться опыт. В следующий раз нужно учавствовать в обсуждениях даже если это коряво получается. С каждым разом ситуация будет улучшаться.
клинический психолог, нейропсихолог, сексолог
Доброго времени, Михаил. Это про уверенность в себе и самооценку. Когда их нет, либо они на низком уровне, человек испытывает неудобства и, порой, словно парализован, а потом включает "мыслемешалку" и начинает гнобить себя за то, что не сказал или не сделал чего-либо так, как хотел. Это исправимо, но нужно работать! Всех благ вам.