спрашивает: Марина (Москва)
Мой муж тиран, любит все контролировать и часто критикует. Часто может повышать голос, может быть грубым, но до оскорблений не доходит. Я так понимаю, что это все его лидерская позиция, он и на работе такой, и со своими родителями такой. Какая то часть меня готова это принять и отдать ему, так сказать, пальму первенства, на другая часть меня часто не хочет ему уступать, и это перерастает в конфликты и слезы с моей стороны. Извиняться он не любит, поэтому чувство обиды копится. Но при этом я его люблю, нам обоим по 30 с хвостиком. И он на удивление мягкий с ребенком, у нас дочка и он на нее как не странно не повышает голоса и даже может слушаться ее. Ей сейчас всего 5 годиков.
Вот такое у меня раздвоение. Конечно я даже и не думаю расставаться, но мне надо как то справляться с такой ситуацией. Как быть? Хочу выговориться и получить помощь.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Марина, здравствуйте!
в вашей семье происходит борьба за власть и когда вы боретесь происходят конфликты, когда Вы ему уступаете, конфликтов нет. Надо научиться конструктивно конфликтовать, тогда вам обоим будет легче. А то что муж мягкий с дочерью, говорит о том, что он может таким быть, а вот то что слушается ее, возможно говорит о том, что в вашей семье спутаны роли и это может быть проблемой для всех членов семьи .
с уважением,
Елена
Психолог
Здравствуйте Марина,За что же вы любите тирана своего мужа в чем его лидерские позиции,Лидеры так себя не ведут, Может попробуйте спокойно с ним разговаривать не показывайте свою слабость слезы  обиду возможно ео это раздрожает, Измените свое поведение подумайте как улучшить отношения   кофликты вам не нужны лучше уступать ,Желаю чтобы вы нашли позитивное решение ,Записаться можете на  консультацию к психологу,
Психолог
Марина, здравствуйте.
Ваш муж тиран. Изумлен словами моей коллеги, которая пытается зачем-то их оспаривать. Если вы говорите, что он тиран, значит так оно и есть. Как минимум, в отношении вас.
Дальше схема мне видится такой (должен подчеркнуть, что не все мои коллеги согласятся с деталями описываемой схемы. Окажутся противоречивыми и результаты исследований. Поэтому то, что я пишу, это одно из видений. Но, повторюсь, речь именно о деталях. В основной схеме я более менее уверен).
Человек - очень странное создание. Мультик про богатырей не смотрели, когда дух Ивана запихнули в смешную заводную обезьянку? Вот иногда мне кажется, что и с нами так же. Что наше я, со всеми его претензиями на то, чтобы не быть песчинкой и звучать гордо, запихнули за неимением лучшего в тело зверушки. И в итоге зверушка в нас требует свое и тянет в одну сторону, человечье в другую. И в результате получаются довольно интересные сочетания.
А теперь ответьте мне на один вопрос - нормальный человек в трезвом уме и здравой памяти согласится добровольно пойти на 9 месяцев приличных физических неудобств, чтобы потом, пройдя через муки, обречь себя лет на 10 (при достаточной мудрости. А то и на все 18 и больше) несвободы и тяжелого труда?
Едва ли. Поэтому природа организовала женщинам целый комплекс определенных психологических свойств, которые во всем, что так или иначе касается деторождения (секс, любовь, семья) очень сильно пытается заставить женщину быть неадекватной (искажать реальность это вообще любимый прием нашей психики. Ну а чего нет-то, дешево и эффективно. У нее нет задачи сделать нас адекватными. Главное, чтоб мы смогли выжить. В этом плане сразу оговорюсь - и у мужиков куча своих заморочек - часть из которых, возможно, и демонстрирует вам ваш супруг :) Но просто сейчас нам важны именно женские ).
Так вот. Беда в том, что все эти врожденные схемки формировались природой еще в те времена, когда люди жили в пещерах на фоне дикой природы. Однажды сообразив, что специализация штука практичная, природа четко разделила людей по функциям. Одним ловить мамонтов и гонять саблезубых тигров, вторым - заботиться о потомстве. Такая вот многоступенчатая схема: во главе угла ребенок, а дальше двууровневый эшелон защиты. Самка, все силы которой наппрвавлена на обслуживание маленького. Самец, приспасобленный на обслуживание женщины.
Соответственно, в этой схеме самке необходимо обзавистись грамотной и надежной системой безопасности и снабжения. То есть найти себе самого сильного и свирепого самца. На наш здравый смысл природа полагаться ни когда не умела ( она вообще очень мне напоминает плохого родителя, самонадеянного и самадурного), поэтому она и вшила женщинам некоторые программки. Корторые и срабатывают в нужный момент. В частности, как завидит грубого, сильного, агрессивного самца не самой уродской наружности ( уродской ну нафиг. Может еще больной какой) - все, влюбленный взгляд, бабочки в животе, бери меня, я вся твоя... И уже неумение нормальбно общаться с людьми становится лидерксой позицией, и хочется умиляться тому, какой он бывает мягкий с ребенком, а то , что вчера отлупил да полусмерти за то, что... да просто настроение плохое было, мамонт сбежапл... Так то потому что люююбит...
И вот во все это почему-то подселилось наше Я. И вот тут начали возникать проблемы.
Дело в том, что для человека по какой-то таинственной причине, но действительно важно звучать гордо. Это называется самооценкой. Не надо путать с уверенностью в себе. Уверенность в себе - вещь практическая. Уверен я, что справлюсь с чем-то, или нет. И если я, например, хороший водитель, то сколько меня не насилуй и не унижай, а уверенность в себе за рулем ни куда не денется. С самооценкой хуже. Она, повторюсь, именно про это - звучу ли я гордо.
И штука эта - самооценка - для нас невероятно важна. Есть разные представления о том, как это работает. Но смысл в том, что самооценка со страшной силой завязана на какую-то человеческую энергетику что ли. Когда мы теряем способность уважать себя, мы сдуваемся, как шарики. Тут же становится очень трудно радоваться, распремлять спину, получать удовольствие. Человек даже физически болеть начинает.
Поэтому в нашей психике есть мощнейшие инструменты, которые изо всех сил создают нам самооценку. Всеми правдами, а если не получаетсмя, то и неправдами ( повторюсь, правда для нашего подсознания пустой звук...). Бандит гордится своей крутостью и чувствует превосходство перед лохами в очках, ученые гордятся своими знаниями, трудоголик гордится своей работоспособноситью, слентяй - свободолюбием. Ну и так далее. Даже рабы находили, ченм гордиться ( жили же как-то...). Потому что человеку крайне важна самооценка.
Еще человеку очень важна свобода. Мы с друзьями когда-то месяц спорили, пытаясь дать определение свободе. И пришли в итоге к банальному: свобода - это когда ты делаешь то, что хочешь. Да, именно так. В первую очередь важно следовать потребностям организма. А это и возможность сесть, когда устал, поесть, когда голоден. Если такой возможности у человека нет, то человеку становится очень плохо.
Это и возможность выговориться, когда хочется говориться, сердиться, если хочется сердиться. Плакать, если хочется плакать. Ну и так далее. Если человек все время вынужден себя сдерживать, ему становится очень плохо.
В этом плане лучше всего поняли, что такое свобода, те, кто придумал тюрьмы и их режимы. Гениальное орудие пыток.
Это так. Теория. какое все это имеет отношение к вам?
>>  Какая то часть меня готова это принять и отдать ему, так сказать, пальму первенства
Полагаю, это как раз голос той, природной вашей части. Грубый и сильный мужик возбуждает сексуально. Рискну предположить, что у вас очень хороший секс!
>> другая часть меня часто не хочет ему уступать
Да. Действаительно другая часть. У вас отличная интуиция. И ей нужно признания вашего человеческого достоинства.
Что вам со всем этим делапть?
Ну для начала хотя бы просто развести их. Понять, что зачем. Отделить сексуальные игрушки и практические жизненные вещь.
Муж вас бьет? Он представляет физическую опасность (я не услышал намеков на это в вашем рассказе. Но спросить об этом обязан)? Бегите не оглядываясь. Вопрос безопасности,и вас, и дочери. Дальше будет лишь хуже. На эту тему есть куча отличных ужастиков, можете ознакомиться. Если в них и есть преувеличения, то только в деталях, а не в сути. Самые правдивые истории про таких тиранов - в которых муж-тиран по быстренькому свел жену в могилу, и дальше делает невыносимой жизнь детей.
Если нет - взвешивайте. Смотрите, что важней. Самое главное:
- не ждите, что он изменится. Не изменится. Вероятность близка к нулю.
- а вот договориться, если он нормальный человек без паталогий, более чем реально. Но для этого нужна одна деталь: надо говорить. Много и умело. Но это вообще в жизни ценный навык, чак что не грех и поучиться
- помните о таком феномене, как цикл насилия. Обычно в семьях схема такая: избил ( нахамил, унизил, изнасиловал и т.д.), раскаялся, стал мягким нежным зайчиком, иъбил и так по кругу.. В период раскаяния насильних бывает так мил, что женщина тает, забывает о боли и обиде, и так до следующего раза. Я не знаю, ваш ли этот случай - повторюсь, по тому, что вы пишете, нет ощущения, что все так уж плохо.
- если принимаете решение позволять мужу быть грубым - то все равно оговорите и продумайте допустимое для вас. Хотите сильного самца - ваше право. Но все должно попадать в допустимые рамки. Постоянно давить злость и агрессию грозит очень серьезными болезнями. Физическими болезнями.
- позаботьтесь о том, чтобы как-то договориться со своей самооценкой. Например, покорная жена это звучит гордо!
- ни в коем случае не поймите прошлые пункты как мое одобрение идеи пустить все на самотек. Нет. Этого категорически недопустимо. Кончится плохо. Вы можете выбрать любой вариант, но сперва важно, чтоб вы по настоящему поняли, что происходит, и что именно вы выбираете
В идеале здорово бы помирить свое природное и человеческое начало. Как пример ну скажем так: отношения выстроены так, что в жизни ни один из супругов не позволяет унижать другого. А биологии можно отдать на откуп  спальню.
Но если примирить не удается, то человеческую чавсть я бы поставил в приоритет. Неудовлетворенная, нормально жить она вам не даст.
Психолог
Добрый день, Марина! Вы выбрали этого мужчину. Скорее всего в вашей родительской семье было также. Наше бессознательное (в сознании мы живём только 4-10%, остальное бессознательное нами руководит) видит то, что знакомо. Начните с работать с тем родителем, кого по чувствам напоминает ваш муж. Очень хорошо, что хотите сохранить семью, поработайте со своими чувствами и ситуация с мужем развернётся в лучшую сторону. Муж отражает то, что есть у вас внутри. Скорее всего, вы привыкли к контролю, кто-то вас когда-то контролировал, работайте с этим. Здесь достаточно до 10-ти консультаций. И дальше будете применять на практике - уверенность в себе, принятия себя и др.