спрашивает: Вадим (Саратов)
При пробуждении испытываю тревогу , просыпаюсь раньше времени не уснуть не могу не встать , ночью могу проснутся пару раз , может ли быть повышенный выброс картизола?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Вадим) Возможно, кортизол и повышен. Но согласитесь, он просто так не меняет свои значения, значит, тревога имеет причины. Вы описываете то, что есть сейчас, и понятно, что ищете, почему так происходит. Нарушения сна, а именно в это время идет обработка информации, чаще всего бывает, если есть стресс. И стоит посмотреть, что Вас беспокоит. Бывает, что сознательно мы избегаем думать о стрессе, такая защитная функция мозга, но проблема остается. Поэтому, чтобы наладить сон, снизить и даже убрать тревогу, важно выдернуть занозу, образно говоря. Проработать то, что сейчас Вас тревожит и уровень кортизола снизится автоматически. Буду рада Вам помочь в этом)
Психолог, сексолог
Вадим, здравствуйте. Это говорит лишь о том, что Вас что то тревожит. И надо разбираться что именно. Возможно, это не проявлено и поэтому Вам сложно понять, что происходит.
Психолог, психотерапевт
Доброго времени суток!
Кортизол - это следствие, гормон «стресса или страха».
"Синдром утренней зари" так же возможен, но это к эндокринологу. Уровень глюкозы в крови померять натощак, может преддиабет. В ранние утренние часы гормональные изменения в нашем организме приводят к росту уровня глюкозы крови. Для людей без сахарного диабета это повышение компенсируется за счет увеличения выработки собственного инсулина. При диабете автоматическая регуляция уровней глюкозы и инсулина может не сработать.
Что касается психологии. Первый вопрос - давно ли началось? Может быть предшествовал сильный стресс, тогда возможно это посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Однако если нет  сильных дневных проявлений психологического дисбаланса, то дело скорее всего в подсознательной тревожности.
Для начала пройдите небольшой классический тест:
Шкала тревоги Спилбергера-Ханина,
https://psytests.org/psystate/spielberger-run.html
Этот тест - 40 вопросов. Обратите внимание - первые 20 - как вы себя чувствуете в данный момент, вторые 20 - как вы себя чувствовали обычно (до возникновения этого состояния).
Результаты помогут прояснить глубину Ваших проблем, откуда там кортизол берется.
Пройдите тест, сбросьте результаты, будем их совместно анализировать, вырабатывать оптимальный подход.
Пишите.
Всего доброго!
Психолог
Кортизол это гормон стресса. Если есть стресс есть и повышение его уровня в крови. Нужно разбираться в причинах стресса. Что вас беспокоит? Какие мысли первыми приходят в голову, когда вы просыпаетесь? Что при этом вы чувствуете? И еще куча вопросов, которые в данном формате не решаются. Рекомендую обратиться к психологу, чтобы конкретно прояснить именно вашу ситуацию и причины стресса.
Психолог
Может быть все, что угодно. Достоверно можно узнать только после сдачи анализов. Опять же, если картизол повышен - разбираться в причине.