спрашивает: Светлана (Санкт-Петербург)
Здравствуйте! Прошу Вас помочь мне разобраться в ситуации. У меня есть старшая сестра, не так давно она развелась с мужем и переехала в другой город со своим сыном. Ее сын - мой племянник. Ему 13 лет. Отношения сестры с бывшим мужем негативные. Она посвящает ребенка во все подробности денежных разбирательств. Обсуждает отца ребенка со своими знакомыми и родственниками при сыне. Его личные качества и взгляды на жизнь. Сейчас сестра подала на алименты и очень этим гордится. Отец редко звонит сыну. Ребенок сам не звонит отцу, если только ему что-то не нужно.Например, мать настраивала его так "позвонит папа, скажи что ты еще на волейбол стал ходить и нужны новые кроссовки". Моя сестра очень категорична и общаться с ней мне не просто. Мое мнение она часто обесценивает. В последнем разговоре я сказала что "Ваши разборки или денежные вопросы не должны касаться ребенка". На что в резкой форме мне был дан ответ, что она живет как хочет. Я очень переживаю за племянника. У него мало друзей, с детьми он плохо сходится. С отцом и его родителями сейчас не общается. Все время проводит в виртуальном мире, играх. Больно смотреть на всю эту ситуацию. Я стараюсь приезжать хотя бы раз в месяц и общаться с ним, играть. Но у меня есть своя семья и работа.Могу ли я чем-то помочь племяннику, при таких вводных?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Светлана. Помочь можно тому, кто просит о помощи. Как это ни горько осознавать, но сестра Ваша права: она живёт как хочет. И каждый имеет на это право. Понимаю Ваши переживания за племянника. И здесь хочется сместить акцент на Вас: подумайте, почему Вас так задевает эта ситуация? Что из Вашего опыта здесь фонит? В психотерапии есть закон: кто обратился к психологу, тот и клиент.
Психолог
Непростая ситуация. И я понимаю как вы переживаете за своего племянника. Да, помочь ребенку вы очень даже можете. Как? Быть ему другом. Будьте той, кто рядом. Может у вас есть возможность забрать его на выходные к себе в более здоровую обстановку? Пусть он увидит модель адекватных и добрых отношений в семье. То, что делает его мама неправильно по всем параметрам. Ему потом это все разгребать. Да и ей это аукнется в будущем. К сожалению, мы не можем вставить свои мозги другим и показать им мир своими глазами( поэтому вы можете быть той нейтральной и мудрой стороной (не лезть в конфликт сестры и бывшего мужа), но поддержать ребенка. Отвечать ему на его вопросы. Говорить что не все семьи такие и папа его любит. Просто быть с ним рядом. Ему это очень нужно. Он видит пример жесткого диструктивного и манипулятивного отношения со стороны его мамы. Он многое видит и понимает, возможно, гораздо больше чем сама мама. Если папа ему звонит, лучше общаться с ним как сын-отец, т.к папа тоже страдает от разлуки с ним... много тут вопросов, конечно. Сил вам и терпения. Если есть еще вопросы, пишите.
Психолог
Вы не имеете никакого веса для Вашей сестры, повлиять на неё не можете.Племянника она Вам не отдаст.Ваше отношение к племянника, доброе и сочуственное - играет большое значение для него и формирования его психики.Поработать с Вами над тем,чтобы  Вы смогли бы повлиять на сестру - конечно же можно, но для этого необходимо Ваше желание.
Психолог
Здравствуйте Светлана, что вы переживаете за племянника это понятно, но к сожалению вы никак не можете изменить ситуацию, только приятным общением и поддержкой , не критикуя родителей. Это , к сожалению его уроки жизни и опыт который он должен пройти. Это его родители и его семья. Лучше уделите внимание себе и своей семье. Если самостоятельно вам сложно сдержать себя обратитесь к специалисту за помощью. Вы можете посоветовать сестре обратиться к психологу ,если она хочет , она сама обратится.
Удачи вам!