спрашивает: Татьяна (Москва)
Живем с мужем 6 лет. И у него есть скверная привычка, он меня постоянно старается принизить. Причем эта дурная привычка у него начинает срабатывать когда есть публика, друзья наши или когда в гостях у его или моих родителей. Разговоры не помогают, он проблемы не видит, и я не могу до него достучаться. Как быть? Татьяна, 35 лет, Москва.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Татьяна.
Вы пишете что
эта дурная привычка у него начинает срабатывать когда есть публика, друзья наши или когда в гостях у его или моих родителей.
Как коллеги верно указали, он самоутверждается. И это важно. Более того, самоутверждаясь он получает удовольствие и от самого процесса и за счет эмоциональной встряски (ведь это по сути истерика- не будет зрителя, не будет и представления). Этот закрепившийся поведенческий  стереотип можно сломать. Просто, холодно бросить после его выпада: "покудахтал. Полегчало?! Давай по делу теперь..". Так вы раз за разом будете сбрасывать его с позиции сверху, пока он не усвоит что вас это не трогает.
Но можно долго заниматься самоанализом, перебирать прошлое, семейные паттерны, пытаться донести...
Но вы сами пишете человек проблемы не видит, так и не создавайте. Есть конкретно, то что вам мешает - его едкость, он был таким и изменить вы не сможете. Но зато сможете дать понять, что в вашем отношении эта едкость не работает, а для этого не надо быть жертвой.
Психолог
Татьяна, добрый день) Хорошо, что вы заметили такую практику вашего мужа. Смотрите, притопить качельку ближнего, да который и не ответит еще- так человек поднимает свою самооценку. Для мужчины важно быть в социуме на высоте, и достигается обычно это - состоянием, успехами, и конечно, внутренней уверенностью. Бывает, если чего-то не хватает, вот такой, по сути, несколько инфантильный метод. Конечно, подкреплять такое не стоит. Вы не отвечаете, по факту - разрешаете такое делать с собой. И это вопрос уже ваших личных границ - что я позволяю делать с собой и что нет. Что можно попробовать: именно в присутстсвии других ответить, вернуть ему ответственность за поведение. Подумайте, может, ему не хватает Вашей поддержки? Ваших слов, какой он классный, великий? Если Вам нужна помощь, глубже разобраться в ситуации, обращайтесь)
Психолог
Добрый день,  Татьяна! Ваш муж идёт по программе Взаимоотношения его родителей, ему нужно выбрать свою модель поведения с вами, потому что вас текущее положение не устраивает. А по сути вам и вашему мужу нужно к психологу, чтобы разобраться с программами и научиться друг с другом общаться. Добро пожаловать!
Психолог
Здравствуйте Татьяна! Он видит в вас жертву, поэтому так поступает, вы в этот момент молчите и он понимает, что с вами так можно. Есть вариант, прям на публике когда он ещё раз так сделает, сразу жёстко и уверенно это пресечь. Посмотрите на его реакцию, попробуйте. Если не сможете, то надо вашу жертву в терапии убирать
Психолог
Ну если вы уже объяснили, а он не понял, то нужны действия с вашей стороны теперь. Поступайте с ним так же- пусть почувствует какого это быть на вашем месте. Можно в открытую спросить "чего он хочет добиться в такой ситуации?" Грубо говоря, если называть жену козой при всех, то в глазах этих же людей ты явно не орел. Кто живет с козой? Козел! Правильно! И мужа так же ценят по его жене- если она вся такая-сякая, то кто же ты тогда? А потом это очень плохо говорит о вашем муже- поднимать свою самооценку засчет женщины (да и еще той, которая из всех выбрала тебя)- дно! Можете публично это ему сказать, после его очереной вылитой помойки- "ну что чувствуешь теперь себя мужиком? Посмотрите, вот так оказывается ведут себя мужчины, высмеивают своих жен при всех, когда это стало мейнстримом, кажется я все пропустила..." (можно это высмеять).
Это защита ваших границ на том языке, который понимает ваш муж. Так-то, по хорошему, мужчина который любит, но допустил какую-то бестактность в отношении жены- извинится и больше так делать не будет, т.к это делает больно любимому человеку, а у вас, судя по всему еще и удовольствие от этого получает...
Попробуйте такое. Но помните еще об одной вещи- поступая так же как и он, легко поиметь себе такую же привычку и скатиться в такие семьи где "дура! Сам дурак"- основное общение. (Как правило это подавленная агрессия у двух инфантилов).
Если будут еще вопросы- пишите в чат.
Психолог
Здравствуйте! Мне очень жаль, что вы сталкиваетесь с такой неприятной ситуацией. Принижение со стороны близкого человека может нанести серьезный ущерб самооценке и настроению. Я понимаю, что вы уже пытались разговаривать с мужем на эту тему, но попробуйте еще раз. Возможно, вам стоит подойти к нему в спокойной обстановке и объяснить, как вы чувствуете себя, когда он вас принижает. Попросите его проявлять больше уважения к вам и вашим чувствам. Если это не поможет, можете обратиться к психологу или семейному консультанту за помощью. В любом случае, не стоит терпеть такое поведение и стараться защищать свою самооценку. Желаю вам сил и мужества решить эту проблему и быть счастливой!
Психолог
Доброй ночи)
Дело в том, что все люди духовно-больные, и есть случаи, когда проще не реагировать на что-либо и не усложнять себе жизнь. Но если вас действительно что-то не устраивает, то присеките это вслух, сделав паузу, озвучив оскорбление или нелестное высказывание в ваш адрес в моменте вслух, и обозначьте что вас не устраивает без эмоций. Если именно такие попытки были, и это игнорируется, то есть два варианта, проработать свой триггер на это и не реагировать в дальнейшем и жить счастливо, либо уйти от этого человека.
Психолог
Здравствуйте! Посмотрите в свою родительскую семью. Не было ли к вам подобного отношения со стороны кого-то из родителей? Что чувствовали тогда? Как хотели отреагировать, а не могли, потому что старшие, родители. Проиграйте сейчас ту сцену или сценки, отреагируйте сейчас. Что вы чувствуете, когда муж при ком-то вас принижает? Работайте с этими чувствами и эмоциями. И он перестанет это делать, а если вдруг нет, то вы сами перестанете это замечать.