спрашивает: Дарья (Москва)
Здравствуйте! Я постараюсь как можно объективнее описать сложившуюся ситуацию и прошу у вас совета, как поступить. Заранее большое спасибо.
У меня не так много близких друзей, одна из них- это моя подруга, с которой я знакома приблизительно два года. Поначалу всё было замечательно, в свою сторону я слышала приятные вещи, обычно мы мило беседовали.
Несколько месяцев назад я стала замечать в себе, что повысилась тревожность относительно учёбы, самооценка покатилась стремительно вниз, часто посещают негативные мысли, нет желания выходить куда либо, тем более на занятия. Но вместе с тем я также обратила внимание на ещё одно изменение, уже касаемо той самой подруги: я стала получать не самые приятные комментарии по поводу своей внешности: «мда, тут ты, конечно, посвежее», «хахха, на этой фотке ты как собака», «а я думала, че ты так плохо выглядишь»; обычно я позволяю себе высказывать свою точку зрения прямо (я не отрицаю, что могу быть жестковата в некотором плане, но у меня есть четкие границы, которых я всегда придерживаюсь. то есть, я знаю, о чем говорю), при этом могу услышать о себе, что я мразь (вроде в шуточной форме, но граничащей с правдой); в моменты, когда я могу быть лучше или знать больше и применять это во время занятий, как-то проявляя себя, то могу получать подколы по этому поводу или ловить "осуждающие" взгляды с её стороны, мол, все и так поняли, что ты знаешь; а если я оказалась хуже, то я прямо чувствую её удовлетворение и некоторое ликование из-за моего плохого, или просто чуть похуже её, результата. На самом деле, всё это давит. Но мне сложно как-то на это повлиять, потому что если я скажу всё как есть, то снова услышу шутки и, возможно, даже обесценивание моих чувств. Я не хочу, чтобы вы думали, что я стараюсь выставить себя исключительно несчастной. Безусловно, позитивных моментов больше, но и негативные ощущаются не в меньшей степени.
Сложно точно сказать, почему она такое себе позволяет, но, возможно, дело в её комплексах. Она о них напрямую не говорит, но они действительно заметны. Большинство основываются на её внешности (если что, я не высказываюсь по этому поводу негативно, потому что, во-первых, я эту тему вообще не затрагиваю, а, во-вторых, знаю об этой больной теме). Раньше она могла не раз могла замечать, что парни больше обращают на меня внимание, потому что я «миленькая», что у меня лучше получается в том или ином предмете. А я же, думаю, просто не умею отстаивать свои границы. Я боюсь показаться нелепой или глупой и мне страшно обидеть человека, потому что тогда меня сгрызёт чувство вины.

Ответы и советы психологов
Психолог
Дарья , здравствуйте, сказать освоил чувствах , что вам неприятны такие замечани, не значит обидеть другого. Наоборот ,у здоровых людей  это вызывает чувство  уважения к такому человеку . Если же у вашей подруги комплексы, из за которых она может обидеться -это не ваша зона ответственности, вы не ее психотерапевт. Вашей подруге не мешают угрызения совести использовать свои комплексы и оскорблять вас, о вас она не думает. Человек сам в силах разобраться со своими недостатками и найти специалистов и обратиться за помощью. Удачи вам. Если будет желание пишите.
Психолог
Как поступить Вы конечно же решите сами.
Пользуясь Вашей прямотой, Вы сможете сказать ей, что Вам не нравится ее поведене и Вы считаете его оскорбительным.
Иногда можно спросить - зачем тебе это? Действтиельно, когда мне плохо, тебе хоршо.. А что ж будет, когда мне хорошо?
Дружба все таки предполагает комфортные условия обоим друзьям
На счет обидеть- человека НЕВОЗМОЖНО обидеть, он может только обидеться. Чувство обиды обычно знакомо человеку, просто в какие то моменты он попадает в знакомые эмоции и тогда говорит - ты меня обижаешь, или ведет себя как обиженный ребенок.
Никто из людей не знает, что делать, что б не вызывать никогда такое поведение, особенно при близком общении. Вот в транспорте и пешеходы на уличе чаще всего нас не обижают, ибо с нами никак не контачат. И действтиельно человек, вместо саморазвития и самопознания обвиняет других в своих проблемах и требует от них правильного поведения.
Можно даже предположить, что имя такую подругу Ваша самооценка начала снижаться, ибо Вы,наверное, виноваты, что она несчастная, а Вы счастливы и парням нравитесь.
есть даже поговорка: зачем нужны враги, если есть такие друзья)))
Такое бывает, когда человек умеет дружить и даже странные люди его не раздражают, ибо он терпелив и понятлив. Однако, умение странных людей дружить от этого не развивается, увы.
А если Вы хотите себя скушать виной за то, что Вы не делали и за то, что не влезли в чужую жизнь и позволили человеку быть собой - это уже Ваш выбор. Имеете полное право
Психолог
Дарья, вы написали что  увас четкие границы потом их у вас нет... я могу сказать (судя из вашего письма, что последнее вернее), так что проблема с самооценкой, она не должна зависеть от настроения и того, кто что скажет. "Подруга" ваша (на самом деле трудно так назвать человека, который так с вами обращяется), пассивный агрессор, который на вас сливает свой негатив. Зачем вам это? Чего вы боитесь? Вы то, что вас окружает (и кто тоже). Если рядом с вами люди, которые вами не дорожат, не уважают, высмеивают, позволяют публичные высказывания и оскорбления.. задумайтесь. Какую потребность вы закрываете, обшаясь с такими? Как вы общаетесь со своими родителями? Какие у вас взаимоотношения? Эмоционально похожи ваши состояния (в общении с подругой и с кем-то из родителей)? С кем тяжелее? А как вы бы хотели?
Видите? Это полноценная консультация с психологом. В таком формате проблемы не решаются. Их надо обсуждать в диалоге.
Если у вас есть еще вопросы- пишите в чат, разберемся