спрашивает: Алевтина (Москва)
Не знаю как быть. У нас семья уже более 5 лет и все это время муж хочет меня изменить. То я не так одеваюсь, то не интересуюсь темами которыми должна бы по его мнению интересоваться. Я пару лет назад увлеклась фотографией. Муж поначалу поддержал, купили дорогой аппарат, допники всякие. Так нет, теперь по его мнению я занимаюсь ерундой. Хотя мои подруги уже несколько раз за деньги просили меня сделать им фотосессию и получилось очень хорошо. Меня все это до жути раздражает. Объяснить ему никак не могу, что я вот такая какая есть. Но последнее время все чаще думаю о том что может я чего то не понимаю и что может быть я действительно должна где то измениться, может я не зрелая какая. Как разобраться в своих проблемах?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Алевтина. Вообще очень похоже, что у вас с мужем родительско-детские отношения. По поводу разобраться в своих проблемах - готов оказать психологическую помощь.
Психолог, семейный психолог
Алевтина, добрый день!
Чтобы разобраться в этой проблеме - нужно разобраться со своей самооценкой.
Почему именно с ней? Потому что если бы у Вас было четкое осознание собственной ценности Вы бы просто не позволили своему мужу так к себе относиться.
Поэтому для начала стоит поработь над ней, а потом уже докорректировать отношения.
Психолог
Здравствуйте,Алефтина.Я думаю,что Ваш муж сильно нарушает Ваши личностные границы,а Вы его -нет.Поэтому,вместо подозрений,прав ли он и что я делаю не так,важно научиться защищать свои границы и достойно себя защищать.За Вашу защиту себя отвечает Ваша,к сожалению,заниженная ценность.Вам важно ее поднять,что бы разбираться в ситуации и отвоевывать место под солнцем.Работа с самооценкой делается,например,с психоаналитиком,в личной разговорной терапии.Обращайтесь,смогу помочь.
Психолог
Алевтина, добрый день.
Судя по Вашему описанию проблемы, Ваш муж занимает РОДИТЕЛЬСКУЮ позицию в семье.
Чаще всего в такой ситуации второй супруг автоматически скатывается в ДЕТСКУЮ.
Если осознанно удерживать ВЗРОСЛУЮ позицию, Ваш супруг вынужден будет перейти также во ВЗРОСЛУЮ.
В двух словах поясню что за позиции.
В концепции Э. Берна "Родитель - Взрослый - Ребёнок" описаны три состояния ( субличности), которые, по предположению автора, есть у каждого человека.
Родительская часть исходит из того, что ДОЛЖЕН или НЕ ДОЛЖЕН делать человек. Эта часть позволяет нам быть адаптивными в обществе. Без этой части человек был бы психопатом. Делал бы только то, что хочет, не смотря на нормы морали, правила, законы и интересы других людей.
Когда мы в Родительской роли, нам свойственно критиковать, требовать, обвинять, наказывать, заботиться, поучать, контролировать. В Родительской роли мы точно знаем, как должны себя вести и мы, и другие.
Детская часть исходит из понятий ХОЧУ  или НЕ ХОЧУ. И отвечает за нашу спонтанность, игривость, интерес, громадьё планов, проектов, ...
Но в Детской роли мы склонны не брать на себя ответственность, обижаться, истерить, "хлопать дверью", прятаться, оправдываться, лебезить, угождать.
Взрослая роль отличается от Родительской и Детской своей прагматичностью, рациональностью. И исходит из того, что я МОГУ или НЕ МОГУ.
Взрослый апеллирует фактами, аргументирует свою позицию. Ему не важно " победить" партнёра, определить виновного в ситуации. Для него важно найти лучшее решение для обоих, договориться.
Взрослый не говорит "ты, всегда...", " ты никогда... "
К обобщениям склонен Родитель.
В конфликте важно удерживаться во ВЗРОСЛОЙ позиции. Шансы договориться, а не поссориться значительно увеличиваются.
Алевтина, Вам могу предложить поработать в он-лайн режиме, если интересно, и разобрать сложившуюся ситуацию и пути решения.
Психолог
Здравствуйте Алевтина, возможно вы просто не умеете отстаивать свои границы и интересы?. Никто никого не может изменить, если человек сам не захочет измениться. Возможно вы упустили момент , когда такое отношение в вашу сторону началось или просто не придали значения. И на данный момент муж считает , что в праве решать , что для вас лучше. Буду рада помочь преодолеть ваши трудности.
Психолог
Единственное что вы должны- это обозначить свои границы. выйти замуж- это не значит вступить в рабство. У мужа есть свои интересы, у вас свои- и это одинаково уважаемо друг другом. Но! Вы сделайте фотосессию своим подружкам, получите за это деньги и покажите мужу. Дело в том, пока муж не увидит выгоды, он не поймет "зачем" и "для чего". А тут вы с собственным доходом. Это огромный плюс в его глазах.
А потом что значит "...все это время муж хочет меня изменить"? Он на базаре жену себя выбирал? Что за рыночные отношения? А он что, прекрасный принц?
Не надо никому, ничего объяснять. Ибо имеющий уши да услыши, имеющий глаза... почему вы сами себя не уважаете? Почему позволяете с собой так обращаться? Почему не можете сказать ему о своих эмоциях прямо (меня обижает, то как ты говоришь..." ) скажите ему прямо все что вы чувствуете, но без обвинения его самого. А вот если он вас не услышит и будет дальше обесценивать и унижать, то перед вами абьюзер- бегите от него, пока он вас не уничтожил. Но если вы хотите сохранить брак и попытаться другие схемы, то вам в терапию. Пишите в чат.
Психолог
Добрый вечер,Алевтина! Подумайте, что Вам важнее ,мнение мужа или мнение о себе самой.Если мнение мужа,живите дальше и делайте так, как хочет он. Если хотите понять и принять себя, приходите в терапию.
С уважением,Т.М.