спрашивает: Сергей (Красноярск)
Здравствуйте!
Младший брат в июле с г трагически погиб. Не могу смириться с фактом его смерти. Неожиданной и беспечной - лодка перевернулась, спасательного жилета на нем не оказалось, брат утонул.
Много лет тому назад мы перестали общаться. Тому были предпосылки :
1. Я стабильно зарабатывал, много помогал ему. Помогал деньгами, организовывал его лечение, помог с работой. Это было в конце 90 гг. Многим тогда было тяжело но я считал своим долгом помогать брату т к мог это делать имея и свои проблемы но понимал - ему труднее. Всё это делал без понуждения и каких либо условий. Деньги ему занимал с распиской о возврате суммы в том же количестве,без каких либо процентов.
Случайно узнал от наших родственников что я занимал ему деньги под проценты, наживаясь на этом. Объясниться брат не захотел. Это была первая трещина наших отношений.
2. Мама подготовила завещание на нас двоих сыновей. Я отказался от своей доли в его пользу при условии что он должен обеспечить маме комфортное проживание. Жил он в 500 м от неё. Я проживал далеко от их посёлка.
Брат согласился с этим по умолчанию но обещаний не сдержал. Мне пришлось забрать маму к себе и лечить её в условиях города где живу. Долго было, трудно и тяжело но с положительным результатом. Маму я отвёз домой где она жила. В больнице, в присутствии брата и меня ей назначили рекомендации. К сожалению и это брат не проконтролировал, не исполнил, не организовал. Мама умерла... Это была вторая трещина наших отношений.
3. Спустя полгода на наследство мамы сбежалось много желающих "откусить" долю. Брат попросил помощи, я согласился. Свою долю, как и оговаривали - я передал ему.
Были суды, я приезжал на них как доверенное лицо брата. Процессы выиграли. Он же , как то неожиданно, позвонил мне сообщив что мою доверенность на участие в делах прекращает не объяснив причины и далее, буквально за копейки все продаёт. Меня это повергло в шок т к сделка действительно была ничтожной. Многие из родственников были поражены. Не стоило тогда вовсе организовывать моё участие в судах и мне ездить издалека на эти процессы, заниматься делами. Я высказал брату свое недоумение. Для меня недвижимость была частичкой нашей прошлой жизни. В нем родилась мама, была её юность, трагедии. Там жили и мы - три брата ( старший брат скоропостижно скончался). Это были и наши трагедии.
Брат не стал объясняться прекратив разговор. Это была третья трещина наших отношений.
4. Спустя дня три я перезвонил ему, говорили. Уточнил как он будет тратить деньги. В ответ услышал что 50 процентов заберёт себе, по 25 процентов он отдаст мне и сыну умершего старшего брата. Для меня это было неожиданным. Переспросил его, он ответил что право его и он его реализовывает сам, без подсказок. В итоге мне он отдал меньшую сумму, сыну старшего брата денег вовсе не отдал... Отмечу что сам он от встречи со мною отказался, деньги отдавала его старшая дочь и делала она это с оскорблениями.
Объясниться с братом так и не удалось. Он молчал. Это была заключительная трещина наших отношений.
Ну а далее я пытался выйти на связь с ним, давал множество сигналов готовности к общению. Брат молчал...
Теперь его нет. У меня присутствует чувство вины за то что так и не удалось мне наладить отношения с ним. Я старше его на три года, компетенции побольше.
А теперь уже и не получится...
Боль, вина присутствует уже почти 4 месяца.. Никогда не хотел разногласий с братом, в итоге они были. Что не так. Теперь уже и не спросишь..

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Добрый день, Сергей!
Примите мои соболезнования! Понимаю, что Вам сейчас больно. Как правило после ухода близких в мир иной мы вспоминаем только хорошее, забыв плохое. И это правильно. Однако в Вашем случае возникла вина. Скорее всего это ложное чувство вины. Разница между истинным и ложным чувством вины в том, что ложное не имеет под собой оснований.
Чувство вины — наиболее распространенное негативное чувство, от которого страдают люди. Чем более «правильный» человек, тем острее он переживает чувство вины. Однако это чувство может быть как адекватного оттенка, так и неадекватного.
Ложное чувство вины нередко принимают за нормальное чувство вины, которое иначе еще называют угрызениями совести. К примеру, вы совершили проступок и совесть дает вам знать, что вы поступили нехорошо. В этом случае у вас есть надежный компас по жизни, с помощью которого вы можете видеть свои ошибки и исправлять их, поскольку чувство вины возникает по причине определенного действия и проходит, если вы исправили содеянное.
А вот ложное чувство вины направлено на самого себя в целом и звучит как подсознательная установка «Я недостаточно хорош». В этом случае возникает ощущение невозможности исправления ошибки (ведь нет конкретики) и чувства облегчения тоже почти никогда нет. Такой человек всегда страдает внутри и не имеет адекватного представления о себе, ведь его с детства отчитывали за то, что было вне его компетенции.
Вы ни в чем не виноваты перед братом. Это был здоровый дееспособный и взрослый человек, который нес ответственность за свою жизнь сам. Как он распорядился своей жизнью — это его дело. Судя по всему он, к сожалению, не слишком заботился о других людях, даже близких. Вы же в свою очередь сполна выполнили свой сыновний и братский долг, и даже больше — отдали ему наследство матери. То есть пу сути он жил так как хотел.
Я понимаю, что Вам хотелось бы видеть его и его жизнь иной, но увы. Мы не можем решать за других как им жить. Это их выбор.
Смерть — неприятное но неизбежное событие в жизни каждого. Она неслучайна никогда, Бог всегда знает, когда человек уже достиг момента перехода в вечность. Важно как мы прожили жизнь и куда потом уйдем. Судя по всему Ваш брат не был готов к смерти, умер без исповеди и Причастия. А значит его судьба там будет нелегкой. Если хотите действительно помочь брату сейчас, то Вы можете это сделать. Вашему брату сейчас очень нужны молитвы. Закажите ему неусыпаемую псалтирь в монастырях, сорокоус об упокоении, панихиды. И сами как можете молитесь об упокоении его души. Этим Вы не только поможете ему, но и себе. И Вы почувствуете это опытным путем в своей душе сразу же.
Если будете чувствовать, что несправляетесь сами с ложным чувством вины или оно проявляется и в других сферах жизни, или просто Вам нужна будет поддержка — буду рада помочь Вам! Всего Вам доброго и не унывайте!
Психолог
Здравствуйте, Сергей!
Сочувствую в Вашем горе!
Для того чтобы помочь себе справиться с чувством вины, можно применить технику "3 письма"
Первое письмо пишется человеку, перед которым испытываете вину, т. е брату. По объему оно от 2 до 4 страниц. Начало может быть примерно таким. «Здравствуй, брат! Я виноват перед тобой! Прости меня!» ( например). Или по- другому, сформулируйте так как чувствуете. Дальше описываете свои действия с объяснениями - почему Вы такпоступали, как могли бы по- другому, чтобы сохранить ваши отношения и т. д.
Задаете вопросы брату: как он понял Ваши действия, слова.
Одно из объяснений чувства вины – нет возможности провести разговор, поэтому важно прописать все вопросы.
Объем первого письма – 2-4 страницы.
Второе письмоп ишете как бы со стороны брата,как он мог бы Вам ответить... Начинаете: " Здравствуй, Сергей!" "Доброжелательное заботливое «теплое» письмо. Оно содержит признание того, что извинения приняты, прощение, и ответы на вопросы, сформулированные в первом письме. Отвечаете на вопросы, которые Вы же сформулировали в первом письме и ответы, как Ваш брат понял Ваши действия, слова и т.д.
Объем второго письма – 1-2 страницы. Размер – в 2 раза меньше, чем первое.
Третье письмо пшется как- бы со стороны Вашего брата, но оно другого качества, «заземляющее», чтобы воспринять все всерьез. Укороченное, скомканное, недоброжелательное, незаботливое «холодное» письмо. В нем частично могут быть прощение, понимание и ответы на вопросы, а может всего этого не быть. Письмо без больших объяснений.
В худшем стиле Вашего брата.
Объем второго письма – 0,5 страниц
Обычно 3 письма пишутся за 2 подхода.
Первое и начало второго - за один раз, потом делается пауза от
нескольких часов до нескольких
дней, заканчивается второе письмо и полностью пишется третье.
Запечатайте 3 письма и оставьте в покое на период от несколько дней до 1-2
недель. Через этот срок можно открыть письма и подчеркнуть важные
моменты для себя.
Если решите применить данную методику и написать такие письма, буду благодарна за обратную связь - как изменилось Ваше состояние через 1 - 2 недели после написания, возможно, захотите поделиться своими мыслями, которые пришли после открытия писем через время.
Психолог
Здравствуйте, Сергей.
Примите, пожалуйста, мои соболезнования и поддержку. Я работаю с людьми, потерявшими близких. Поверьте, каждый винит себя в чем-то: один - в том, что не доглядел, другой - что что-то не додал, третий - что что-то не успел сказать... Если бы мы знали время, когда наши близкие уйдут - конечно, мы бы подготовились. И сказали, и додали, и  всеми силами попытались бы предотвратить их уход. Что поделать - это не в нашей власти. Мы живем в таком мире, где крайняя точка жизни человека не известна... Это данность нашего мира и нашего бытия.
Вы переживаете, что не смогли наладить отношения. Но ведь в отношениях есть 2 стороны, правда? Не только Вы. Но и брат. И то, что Вы отнеслись с уважением к его выбору - НЕ налаживать отношения с Вами - выбору, такому сложному для Вас, ведь Вы хотели объясниться! -  Говорит лишь об одном - что Вы были хорошим братом.
Я работаю с горем. Если решите, напишите мне. Подумаем, что можно сделать. Уверена, что у вас есть не только боль, но и теплые воспоминания о нем.
С уважением,
Александра
Психолог
Сергей, добрый вечер! Насколько помню, вы уже писали свой запрос. Если не хотите идти в глубокое исследование ситуации, то для того, чтобы справиться с болью и виной нужно идти в личную консультацию, здесь на словах не объяснишь техники.
Если нет - у вас остались незакрытыми вопросами, как рекомендация: попробуйте наладить мосты с дочерью брата, с тем, с кем он обращался до трагедии. Возможно часть вопросов снимется, и боль утраты, вина утихнут.