спрашивает: Алиса (Пермь)
Здравствуйте! В этом году я поступила в университет на специальность «юриспруденция». Я никогда не хотела поступать учиться на данную дисциплину, даже в мыслях не было. Мне всегда нравилось искусство, нравилось рисовать, я хотела поступать на что-то творческое, но родители не поддержали. Поэтому я стала сдавать обществознание вместо литературы. Я люблю учиться чему-то новому, поэтому, учась на юриспруденции, я действительно иногда получаю удовольствие от того, что получаю какие-то новые знания. Но я очень часто прокрастинирую, откладываю все дела на потом, очень редко отвечаю на семинарах из-за скромности и неуверенности в себе, из-за чего оценки довольно низкие, что расстраивает меня, но в то же время я не чувствую из-за этого себя прямо ужасно. Меня пугает, что учиться мне еще 4,5 года, а я не понимаю нравится ли мне вообще то, что я сейчас делаю. Но самый важный вопрос, который меня волнует, заключается в следующем, я не понимаю, я просто ленивая и глупая и поэтому мне так трудно учиться, из-за чего я думаю, будто бы это не моя специальность или это правда все не моё и если бы я занималась тем, что действительно доставляло бы мне удовольствие
все было бы иначе. Мой папа говорит, что так всегда, даже когда дело нравится, учиться трудно, поэтому это все ложное. Мне больше не у кого просить совета. Сейчас скоро сессия, я не понимаю, бегу ли я от проблемы или действительно пора что-то менять.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Алиса, у Вас нет сепарации с родителями и они сломали Вашу волю. Эта профессия не для Вас, Вы не достигнете в ней успеха, потому что нелюбимая работа - это тяжкая мука. Ваш папа прожил свою жизнь как хотел, сейчас Ваша очередь. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и перейдите на ту профессию, которая Вам интересна!
Стоит поработать с психологом на тему восстановления любви к себе. Родители Вам нанесли вред своим контролем и навесили массу установок. "Не будь собой!" в частности. Подробнее о 12 вредных родительских установках читайте в моей статье "Пора взрослеть! 12 вредных родительских установок" на этом сайте и можете также ее найти по поиску в Яндексе (1 строка).
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение всем что представляет из себя человек, а не только физическая и сексуальноя! ). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации онлайн с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно!) Буду рада помочь Вам!
Если мой ответ был Вам полезен - можете оставить отзыв на моей странице!
Психолог
Здравствуйте! Вы сами пишете, что не хотели идти на юриспруденцию. Вот и ответ. Кому захочется учиться ненавистным предметам?
Попробуйте найти возможность перевестись на более творческую профессию и тогда точно перестанете лениться.