спрашивает: Евгения (Санкт-Петербург)
Я всю жизнь была довольно тревожная. Более тревожная, чем мои друзья и родственники в среднем.
Например, если я сталкиваюсь с какой-то проблемой, скажем, хочу купить увлажнитель воздуха, то прежде, чем совершить покупку, я провожу огромное количество исследований по этому вопросу, - читаю всю доступную литературу. Желательно, не рекламные сайты, а какие-нибудь профессиональные обзоры на Habr. Создаю файл в Google документах, куда записываю всю полученную информацию, систематизирую её. И примерно через 2-3 недели делаю вывод, - и совершаю или не совершаю "идеальную" покупку. Желательно ещё и по максимально низкой цене. С ценой я тоже очень заморачиваюсь.
У меня много страхов у будущем, особенно о здоровье.
Есть также несколько хронических диагнозов. По поводу каждого диагноза, каждого назначенного препарата, по поводу всех рекомендаций в лечении, я также очень подробно изучаю информацию. При этом, если есть какой-то тревожный симптом или я начинаю переживать из-за какого-то отклонения в анализах, я могу не спать почти всю ночь, изучая проблему и пытаясь выбрать для себя какое-то решение.
А ведь не спать тоже не полезно.
Мои тревоги и поиски не "бесконечны", и я не то чтобы "стою на месте", переживая свои проблемы. Нередко я действительно узнаю новую для себя, важную информацию, которая позволяет мне принять какое-то более оптимальное решение. После того, как я приняла решение, я его воплощаю и всё ок. Результат может быть удачным или неудачным, но по крайней мере я двигаюсь дальше.
Однако тревоги и переживания о будущем изматывают меня, я не всегда хорошо сплю, я могу по целым дням и даже неделям находиться в стрессе.
Сейчас я задумалась о том чтобы измениться, стать более расслабленной, беспечной и легкомысленной.
Но мне действительно страшно: не упущу ли я что-то объективно важное. Несомненно, мои тревоги имеют практическую ценность в моей жизни, позволяя действовать более оптимально. Но также они и вредят.
Хочу научиться действовать оптимально и при этом "не волноваться". Возможно ли вообще такое? Тревога для меня сейчас является стимулом, чтобы постоянно пытаться сделать свою жизнь лучше, а также избежать проблем, некоторые из которых могут быть довольно значительными. Например, регулярно проходить скрининги, чтобы избежать возможных серьёзных проблем со здоровьем. Но стресс от тревоги сам по себе здоровье не на пользу.
Не знаю, может ли в этом желании - сделать свою жизнь лучше - быть какая-то другая, позитивная мотивация, а не мотивация из тревоги? Какая она? Могу ли я к ней прийти? Будет ли она также эффективна?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Евгения!
Да, большинство людей выбирают движение на фрустрации - именно в состоянии преодоления трудностей. И себя подстегивают к действиям запугивая разными способами. Так нас научили в дестве ( не будешь учиться, будешь работать дворником и т.д.) Так мы и привыкаем себя стимулировать к действиям.
Но есть и другой тип мотивации - это противоположная тактика, через стимул к результату. Он выглядит как: Хочу-Могу-Действую-Получаю. То есть от желания получать удовольствие, признание, деньги, здоровье и другие плюшки.
Чтобы перестроить мышление придется потрудиться, привычка вещь сильная, вы часто будете скатываться, но постепенно этому можно научиться (методики такие существуют). И это более продуктивная мотивация, которая не изматывает вашу психику и здоровье.
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте,Евгения.
Жизнь в переживаниях и тревогах является невротической.Вы не даете себе право на ошибку и стараетесь быть академиком своего выбора.Из за этого переутруждаетесь.Это,так же,можно назвать Недоверием к Жизни(ВАм кажется,что Вас везде обманывают).Нормой является любой выбор,несущий легкость и радость.Мы ищем не идеальный объект,а просто,качественный.Вам не запрещается искать на отрезке две недели.Но,если Вы от этого поиска устаете,то Вы живете против себя.А норма-жить в согласии с собой.У Вас в голове-десятки тысяч правил.А должно быть(для счастья и легкости,просто,около десяти правил.)И этого хватит до ста лет.Если Вам надоело утомлять себя,обращайтесь на личную разговорную терапию,выбрав комфортного для себя специалиста.
Психолог
Здравствуйте, Евгения!
Я Вас очень хорошо понимаю, так как сама в свое время пришла в психотерапию с тревожным расстройством. Соответственно (так как есть такая гипотеза, что к психологу приходят клиенты, с похожими проблемами) сейчас тревога - одно из основных моих направлений в работе. Поэтому я Вам ответственно могу заявить, что позитивная мотивация существует и придти к ней реально. И она будет точно не менее эффективна, чем мотивация из тревоги, а даже более эффективна. Так как на тревогу расходуется огромный потенциал Вашей энергии и сил.
Приходите в терапию, я сделаю все от меня зависящее, чтобы Вы смогли получить опыт как бывает по-другому, как можно научиться управлять своей тревогой, а не подчинять всю свою жизнь ей.