спрашивает: Ульяна (Санкт-Петербург)
У меня из-за комплексов никогда не получается проявить инициативу в общении первой. Я столько раз это все заново прохожу, и каждый раз одно и тоже, из-за своих страхов я постоянно теряю возможность иметь хорошего человека рядом. Мне банально страшно поздороваться… а мне сейчас так важно написать человеку! Но вопросы по типу «что писать; о чем» и тд, мучают мою голову. Это страх быть отверженной ? Я так же боюсь помешать человеку просто написав ему, не верю в то, что вообще имею право банально спросить как его дела

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Похоже, есть что-то, что ограничивает вашу свободу в контакте с другими людьми. Возможно, такая осторожность не раз вас выручала и была необходима раньше, но сейчас превратилась в препятствие и мешает добиваться желаемого. Было бы очень важно понять, для чего нужно быть такой осторожной, от чего это защищает, что удается таким образом контролировать? В нашей психике ничто не действует просто так, но связи часто не очевидны. Понимание, зачем что-то нужно, даёт больше свободы в выборе, каким путем этого достичь.
Психолог
Здравствуйте Ульяна!
Ваш вопрос не совсем правильно сформулирован - комплексы вам не мешают у вас просто нет позитивного опыта. Скорее вы начинаете только формировать из своего поведения комплексы а так вам просто надо поучиться общаться и лидерским качествам. Коммуникации и лидерство - вот чему надо учиться. Приходите ко мне на консультацию по телефону - поговорим - я вам обязательно помогу Жду вашего письма
Психолог
Здравствуйте, Ульяна!
Есть две точки внимания в вопросе общения с другими людьми:
1. Это презентация себя, что я хочу донести до другого человека и какой результат от общения получить.
2. Отклик со стороны собеседника.
Невозможно точно знать как к нам относятся и уместно ли сейчас писать или обращаться к другому человеку. И узнать это можно только обратившись к нему! Поэтому существуют правила общения и этикета. Когда обращаешься к кому-то, нужно просто спросить "Удобно ли тебе сейчас общаться?" Все сомнения возникают потому что Вы не знаете эти правила. Как только поймете как это работает, все страхи и сомнения отпадут сами по себе. Это обычный навык и он нарабатывается также как и любой другой. Чем больше вы будете общаться, тем больше начнете понимать, что это не только не страшно, но и приятно! И ничего критичного нет в том, что где-то вы будете попадать невпопад. Нужно просто извиниться и все!
Удачи вам!
Психолог
Добрый день, Ульяна!
В основе вашей ситуации лежат неуверенность в себе, низкая самооценка, чрезмерная озабоченность мнением других людей. Основное ощущение—это страх будущего чувства неловкости, переживание того, с чем можно столкнуться.
Мы боимся стать заметными, предъявить другому человеку или группе людей свои мысли, чувства, желания. Искренне заявить о себе, предстать такими, какие мы есть. И кому-то это может быть совсем не близко, кому-то мы можем не понравиться и столкнемся с насмешками, критикой или разочарованием.
Откуда берутся эти страхи и привычные реакции? Конечно, прежде всего, из детства. С детства мы впитываем множество чужих установок и убеждений — о том, как нужно себя вести, строить отношения, дружить; о том, стоит ли заявлять о себе или лучше промолчать, можно ли просить помощи или нет. Мы не подвергаем сомнению установки, которые нам внушают, мы доверяем им — ориентируясь на родителей, старших взрослых, тех, кто нас воспитывает и обучает.
Как перестать стесняться?
1) Не боритесь с этим чувством, а признайте его. На отвержение своих частей и борьбу с собой уходит колоссальное количество сил. Скажите себе что с вами все в порядке!
2) Проанализируйте обстоятельства, где вы стесняетесь больше всего. Чего именно Вы боитесь? Что самое страшное может произойти? Это реально или всего лишь ваша фантазия?
3) Держитесь за мысль о том, что вы получите, преодолев стеснение в данной ситуации: новое знакомство, интересное общение, а возможно новый опыт преодоления стеснения.
4) Вспомните ситуации из вашей жизни, где и с которыми вы ощущаете себя уверенно и открыто. Разберите подробно, как вы там себя чувствуете, как вы себя ведете, есть ли у вас в этот момент какие-то мысли, что вы испытываете от того, что вам там комфортно, вы не волнуетесь и не тревожитесь. Попробуйте мысленно оказаться в той ситуации и ощутить знакомые чувства. Вы можете проделывать это перед каждым моментом из предыдущего пункта — когда приближается ситуация, где стеснительности не избежать. Такая самоподдержка, заряд уверенности из собственного опыта поможет вам с каждым разом легче справляться с волнующими ситуациями и коммуникациями.
5) Хвалите себя каждый раз когда рискуете и преодолеваете свою стеснительность. Лишь маленькими шажками можно пройти к преодолению комплексов.
Психолог
Ульяна, Здравствуйте. Спасибо за то что написали. Всё описанное вами правда может быть связанно со страхом быть отвергнутой, но нетолько с этим. Важно понять  страшно ли вам лишь в ситуациях когда вы пишите "значимому" для вас человеку, или он проявляется и в других ситуациях социального взаимодействия. Если в других ситуациях тревога/страх тоже есть то мы можем говорить уже о "социальной тревожности". Постарайтесь понаблюдать за собой, когда вы это ощущаете и как, можно вести "дневник тревоги". Начав понимать как это состояние проявляется, вы со временем сможете начать его контролировать.