спрашивает: Софья (Самара)
Приветствую! Мне нужен совет. Я агностик, муж верующий протестант, ребенок ходит воскресную школу и в детский садик. При этом мы живём в районе при татарской школе, то есть в садике дети/родители умеренно верующие православные либо мусульмане либо не верующие. Дочери 5 лет и она начала отстаивать свою позицию в отношении Бога в среде сверстников. И рассказывает об этом мне, а я не знаю как на это отреагировать. С одной стороны я рада, что у ребёнка есть такой мотивирующий фактор как вера (и я бы сама с радостью приняла веру, если бы могла эмоционально), с другой я не могу к ней в этом присоединиться, так как сама не верующая. У меня возникают противоречивые порывы в данной ситуации и я теряюсь. Если мне нужна очная сессия я не отказываюсь

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Софья!
Ничего сложного в вашем вопросе нет! Объясните ребенку, что иметь веру - это прекрасно! Это то, что дает верные ориентиры в жизни. И что все конфесии и все религиозные системы по сути содержат одинаковые нравственные законы. И это и есть самое главное! И что каждый человек вправе сам выбирать какая вера ему ближе и здесь нет такого, что одна вера хуже другой или какая то из них правильнее, чем другая.
А также расскажите, что есть люди, которые не придерживаются никакой веры, потому что их нравственные законы есть у них в сердце и они общаются с Богом напрямую, без необходимости сохранять какие-либо ритуалы. И это их выбор. А есть люди, которые совсем не верят ни в какого Бога, и это тоже просто выбор, им хорошо жить без веры.
Ни хорошо, ни плохо! Это просто выбор! А свою веру хорошо иметь в себе, но никому не навязывать, потому что свобода воли человека священна! И даже Бог свободу воли человека не нарушает! И нам это делать не стоит!
Если же ребенок будет спрашивать "Как же, мученики за свою веру смерть приняли и мы их святыми почитаем"? Скажите, что их заставляли веру свою предавать, а тебя никто не заставляет, верь как тебе хочется! Но другим свою веру не навязывай. Если спросит, что вот, апостолы веру свою распространяли, и я буду. Скажите, что раньше люди не знали про такую веру ничего, поэтому нужно было проповедовать, а теперь все уже знают об этом и могут выбирать, как им поступать.
Удачи вам! Если захотите на консультацию, я готова! В этом вопросе я профессионал!
Психолог
Здравствуйте, Софья! Дочь ведь не сама пошла в воскресную школу. Вы ее по какой причине отдали туда? Она еще маленькая, что слышит - то и говорит, чему ее учат, то она и несет в мир. Если Вы, как мама считаете, что ее позииция ей может как-то причинить вред в той среде - где она позиционирует бога, в этом случае Вы с ней должны говорить об этом, расспрашивать ее, чему она научилась и что знает об этом. Говорить с ребенком честно, ведь у нее формируется характер в этом возрасте и Вы можете с ней говорить на тему того, что существуют различные веры и не все люди в этом разбираются и что не нужно транслировать всем о том, что ее чему- то научили в Воскресной школе, пусть она об эттом рассказывает вам и тогда у ней не будет излишней потребности рассказывать всем подряд.
если хотите - приходите на консультацию.
С уважением,
Психолог
Софья, добрый день! Агностик-это прекрасно. Хотя это тоже вера. Такой человек наиболее свободен, чтобы исследовать Мир и получить свой собственный опыт и ответ в этом вопросе. Ответ для каждого свой. Вершина это переход от веры к Знанию. Оно только индивидуальнао. Самый большой подарок, какой Вы можете сделать детям, это не навязывать им готовых ответов а  сказать Правду :"Я не знаю ответа на этот вопрос и вы должны сами исследовать Мир и получить его сами". Любой Готовый ответ это Ложь и маленькая смерть. Сами значения слов также : Вара-увереннсть в закономерном и гормоничном устройстве Мира. Религиозность-следование обрядам, традиции и догмам. Моя практика показывает что больше психических отклонений среди фанатиков религии. Более здоровы агностики и верующие. Обращайтесь и я расскажу вам больше и что можно почитать...