спрашивает: Варвара (Москва)
Здравствуйте. Мне 21 год, учусь на творческой специальности, однако занималась всегда несколькими видами творческой деятельности. Ещё в раннем детстве я заметила, что придумывая что-то, рисуя, сочиняя, музицируя, я совершенно меняюсь, а именно: из пассивного и тревожного состояния прихожу в состояние возбудимое и энергичное, которое если вовремя не начать контролировать, может привести к потере чувства времени и внимания к обязанностям. Это проявляется даже на физическом уровне - голова становится горячая, делаю неосознанные лишние движения, долго зацикливаюсь на незначительных деталях в работе, пребываю в своих фантазиях глубоко, иногда смеюсь или плачу. Когда я доделываю любую свою работу я одновременно получаю эйфорическое удовольствие, некоторый подъем самооценки, облегчение (хотя сама идея, заложенная в работу ещё долго меня не отпускает и заставляет пребывать в очень возбудимом состоянии, что я могу и плохо спать от этого), но вместе с тем, я сокрушаюсь жёсткой самокритикой и обесцениванием. Получается, я самодовольна, но одновременно мне всегда кажется, что я могу гораздо лучше.
Из всего вышесказанного выходит, что с момента поступления в специальное учебное заведение, то есть, с момента возложения на себя большей ответственности за одно направление творчества и выполнение всех необходимых требований учебного процесса, учитывая пребывание в жестокой конкурентной среде и прочие выматывающие сложности межличностных отношений, к нынешнему моменту я ощущаю небывалую внутреннюю подавленность, отсутствие сил и желания что-либо делать, кроме вымученных стараний, чтобы хоть как-то достойно доучиться. К слову, в моей специальности педагог совершенно не даёт мне творческой свободы. Ощущаю перманентную усталось и внутренний дискомфорт, но в мыслях периодически придумываю что-то. Однако, попытки выразить это в творчестве сейчас чаще всего неуспешны, так как мне кажется, что у меня нет сил, желание делать хоть что-то пропадает, а самокритичный гнёт возрастает. Я пыталась также пойти на хитрость и поступить как поступала в школьные годы, а именно намеренно занималась творчеством в основном на предметах, на которых мне скучно. Это как дополнительная мотивация и шалость: вместо чего-то, над чем в мыслях издеваюсь, я могу уйти в себя посреди бела дня и напитаться зарядом от возбуждения творческой энергии. Но сейчас выявилась другая проблема: на новом месте я очень тревожусь, что кто-то подглядывает за тем, как я рисую, например, а процесс работы для меня интимен. В связи с этим, главной проблемой для себя на данном этапе вижу в том, что не могу делать то, что люблю, а это, в свою очередь, заставляет винить себя в лени и бесталантности. Не вижу смысла ни в чем, когда ничего не могу делать. Пока не понимаю как себе можно помочь.

Ответы и советы психологов
Психолог
Варвара, добрый день.
Насколько я поняла, ваш вопрос про баланс творчества и ответственности в жизни. Творчество дает вдохновение, радость и приток нового, а ответственность позволяет нам сохранять достигнутое, продолжать двигаться к своим целям, даже когда муза в отпуске )))
В вашем рассказе я увидела две цели (и две ответственности): закончить учебу в уч. заведении и обеспечить себе пространство для поддержания творческого состояния.
- Что для вас важнее на текущий момент: доучиться или сохранить себя как творческого человека?
Искренний ответ на этот вопрос позволит вам сориентироваться в выборе подходящих способов, а не распыляться, тем более, что внутренних ресурсов не много.
Второй момент, который я бы поисследовала, – это общение с вашим окружением. Сейчас выглядит так, что вам сложно наладить хорошие отношения с людьми (конкуренция, требовательный педагог, страх наблюдения и оценки ваших работ). Поэтому центр вашей вселенной – это вы и ваше творчество. Возможно, что есть способы улучшить эти отношения и снизить уровень стресса.
По поводу критики и самокритики, предложу вам идею: попробуйте отпускать свою работу после ее завершения. Это создаст дистанцию между вами и вашим творчеством, тогда вы сможете критиковать объективно результаты своей работы, но не будете критиковать свою личность.