спрашивает: Дарья (Омск)
Здравствуйте, меня зовут Дарья, мне 21 год. Я очень обидчивый человек, и живу с этим с детства. Я могу обидеться на любую критику, даже на конструктивную. Когда мне говорят, что я что-то неправильно делаю, или например, неправильно одеваюсь, то я сразу начинаю уходить в себя и думать, что я какая-то не правильная, никчёмная. А ещё сильнее меня задевает, когда меня начинают критиковать люди, которые младше меня возрастом, в этот момент я начинаю думать, как же так, он младше меня и так со мной обращается и помимо этого знает лучше меня. Ещё был такой момент, когда мы общались с подругой, и она сказала, мне про какой-то сериал (названия не помню) и спросила, смотрела ли я его. Я сказала, что нет, не смотрела, и что я вообще первый раз про него слышу. После этого она сказала мне очень недовольным голосом: "Да это же самый популярный и культовый сериал, как ты вообще могла его не смотреть! ". И после этой её фразы я тоже начала заниматься самобичеванием и всяко обвинять себя, и думать, действительно, как же я могла этого не смотреть. И из-за этого всего у меня даже есть страх заводить новые знакомства и строить какие-либо отношения. У меня у самой есть свои интересы, как и у любого человека, есть книги, которые я люблю, читать, есть фильмы и сериалы, которые я люблю смотреть, есть музыка, которую я люблю слушать и тд. Но вот очень часто боюсь, что если я начну рассказывать о своих предпочтениях и интересах какому-то человеку, то этот человек их не заценит, опять же раскритикует и перестанет со мной общаться. Ещё у меня есть привычка расстраиваться когда какой-то человек справился с чем-то лучше меня, например если я в вузе получила оценку 4, а человек получил 5. Ещё больше меня расстраивает, когда лучше меня справился тот, кто младше меня возрастом. В этот момент я думаю, что это позор какой-то, я же старше, а значит я должна быть лучше, умнее и сильнее. И я заметила, что я даже когда ложусь спать, я иногда вспоминаю свои прошлые ошибки и неудачи и вместе с тем критику окружающих людей, и думать, как же я так могла. Как мне уйти от привычки обижаться по любому поводу?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Дарья. Для каждого человека родители являются значимыми фигурами, особенно в детстве. Кто, как ни родители заботятся о своём ребёнке. И каждое слово, каждое действие родителя отражается в восприятии ребенка. Когда один из них (а может и оба) говорят - Надо делать лучше, быть сильнее, уметь быстрее реагировать, то ребёнок старается соответствовать. А если не справляется, то считает себя никчемным, каким то неправильным, неугодным прежде всего себе. Но он не знает, что это родительские ожидания и он не обязан соответствовать этому, что каждый человек красив в своей индивидуальности. Могут ещё звучать такие слова, что кто-то лучше тебя это делает, кто-то правильно - ты неправильно, и вообще что бы ты не делал, этого будет недостаточно для похвалы. Если ребёнок поверил, что он должен быть кем-то другим, а не собой, то вырастая и встречаясь с определёнными людьми, которые критикуют его, он начинает заниматься самокритикой. Если не пятёрка, значит я никчемная, если не смотрела популярный сериал, значит я неправильная и т.д.
Если чуть поправить ситуации в детстве, добавить самоценности, то либо окружающие перестают критиковать, либо начинают держать дистанцию. Когда Вы примите себя такой, какая Вы есть, Вы будете рассказывать о своих интересах так вкусно, что другим захочется попробовать то, о чём говорите.
Что можно сделать прямо сейчас. Можно подобрать слово-ключ на критику, например я нормальная, и попробовать его использовать мысленно, когда начинаете слышать от окружающих осуждение или видите, что кто-то лучше. Просто мысленно прокручивайте это слово, тогда Вы меньше негатива примите к сердцу, а значит обида меньше. А лучше решить этот вопрос со специалистом
Психолог
Здравствуйте!
Спасибо, что делитесь своими переживаниями.
Готова поисследовать вместе с вами Ваши чувства, которые снижают качество жизни.
Запись WhatsApp, Telegram по номеру: 89778290785
С Уважением, Ольга.
Психолог
Есть обидчивость, как свойство личности, а есть патология. В первом случае ничего не изменить, и надо будет приспобиться. Во втором - работа над собой, повышение самооценки, развитие себя, как личности, духовный рост.