спрашивает: Елена (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте. Странно звучит, но! Мне очень не хочется, чтобы мой ребенок был похож на родню мужа. Так как мне после определенных обстоятельств эти люди неприятны и внутренне, и внешне, их образ жизни, да и в целом мы как из разных миров. А также они постоянно сравнивают мою дочь с собой и своими родственниками: его мама, сестра. Иногда даже боюсь представить, как они могут сравнивать наших будущих детей. Просто будто меня нет. Это некрасиво. Попыталась как-то свекровь и меня спросить, какая я была в детстве, но не особо все вышло… Причем я как-то высказывала им на эту тему, они вроде угомонились, но ненадолго… От них я аристократичных поступков не жду, но все же хоть по-человечески как-то… Дико раздражает их недалекость, невоспитанность, и стыдно одновременно думать так... Действительно, моя дочь на меня почти не похожа. Она метиска - муж армянин. Дочь темненькая, про ее похожесть на кого-либо по-разному все говорят. В основном, что она не похожа ни на кого из нас. Но есть объективные черты, например, волосы, которые явно в меня. Но родные мужа отрицают и это, лепя все себе. Обо мне и речи нет, когда про дочь говорят, даже самые бытовые мелочи, например, что она любит картошку, свекровь и то клеит к себе, однако, дочь по питанию в меня пошла - все ест, а у них с этим делом проблемки... Много подробностей можно рассказывать, но меня беспокоит мое отношение. Я понимаю, что это неправильно, тема вообще не стоящая, главное, чтобы ребенок был здоров! Да и разговоры про похожесть не этичны даже. Осознаю также, что мать мужа приписывает внешность моей дочки в их сторону из-за комплексов, порадовать себя, да и имеет право. И возможно, что-то есть, родня же. Но меня даже стало раздражать, если я вижу что-то в дочке от них, начинаю копаться, сравнивать, убеждаюсь, что ребенок меняется… Важная ремарка: мои достоинства они умаляют, в принципе не хвалят вовсе , (нескромно звучит, но их немало), да и ссора произошла когда-то на почве ревности свекрови ко мне и навязывания своего образа жизни, (мы хотим жить отдельно и живем, но прошлым летом мать мужа и сестра приезжали очень надолго и не помогали, вели себя нагло и неблагодарно, а мы ведь только недавно построили семью). Сейчас все наладилось, но меня до сих пор не покидает это ощущение раздражения при словах о похожести, будто это несправедливо, что ли… Переубеждать никого не собираюсь, но терпеть тяжко, еще такой я человек - не могу молча соглашаться… Трясет от одной мысли, что свекровь снова приедет, хоть и все выяснили. Глупо все это, но справиться с собой сложно, потому пишу вам. Помогите, пожалуйста, разобраться почему так и полегче взглянуть на ситуацию. Очень хочу не реагировать никак, но равнодушие не включается… Понимаю, что надо самодостаточно посмотреть на все это, и ребенка не сравнивать, но слова-словами, а дела-делами… Пробую смотреть добрее на ситуацию, не преувеличивать, да и общаемся вроде нормально, но мне неловко от своих мыслей, будто неискренне… Хотя, понимаю, что имею право, да и вроде уже все не так остро… И да, уверена, что вопрос похожести - это следствие, корень в моей к ним антипатии после того, как они раскрылись, раньше такого не было. И свекровь не извинилась передо мной, однако сказала, что я ей не невестка в скандала, а по прошествии на мой вопрос, все ли у нас с ней ок, ответила, что да, ей со мной нечего делить. Но относиться как раньше к ней не могу. Прошу у вас помощи. Спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог
Елена, здравствуйте!
В определённом возрасте человек начинает задумываться о смысле жизни, смерти и о том, что он оставит после себя. Идеально - чтобы каким-то образом жизнь человека продолжилась.
Возможно, Ваша дочь - это и есть продолжение жизни, продолжение самой себя для Вашей свекрови. Тогда совсем неудивительно то, что она ищет сходство даже в незначительных проявлениях вроде любви к картошке. Если принять, что это так - поведение свекрови становится не таким уж неадекватным. Каждый человек живёт в мире сообразно своим представлениям о мире.
Другое дело, что Вам как раз необязательно "делать" свою дочь похожей на свекровь. И даже на Вас. Самое лучшее - если она будет похожа на саму себя.
Попробуйте трезво оценить, насколько сильно влияет свекровь на формирование личности Вашей дочери. Если несильно - то Вы, в прицнипе, эта проблема снимается. И возникает другая проблема - проблема Ваших отношений со свекровью.
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Да, вы пережили опыт обесценивания со стороны родни мужа. И это типичная история! Свекровь всегда невестку будет ставить ни во что! Потому что она украла у нее сына и теперь он обихаживает "эту", а не мамины прихоти исполняет! Поэтому это нужно просто принять! Постепенно, вас признают и ваши достоинства разглядят. Только надо подождать и набраться терпения.
Но при накале отношений, да, когда вашего ребенка, ваше сокровище пытаются присвоить себе, пусть даже через сходство внешности, такое вызывает раздражение. Но в ребенке есть кровь обоих родителей. И это тоже придется принять. И любить ребенка от всей души!
Что делать, когда возмущение льется уже через край?....Искать что есть хорошего в вашем муже и благодарить свекровь за то, что она родила и вырастила его для вас. Т.е. буквально наслаждаться тем, что вы получили то, над чем трудилась ваша свекровь, а теперь это принадлежит вам, а не ей, как бы она ни старалась! Также и ваша дочь - только ваша! Даже если в ней нет от вас ничего! Вы ее выносили и родили и любит она вас! Ищите любые положительные моменты в этой ситуации и поймите, что вы находитесь в выгодной позиции. Тогда отпустит! И временные трудности больше не будут вас напрягать! Вы хозяйка своего положения!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Личность каждого человека формируется примерно к 25 годам не только из своих врождённых физиологических особенностей, но и с учётом воздействия окружающей среды, окружающих людей)
Доказано, что дети с одинаковыми задатками, но в разных социальных кругах с отличающимся воспитанием и эмоциональным воздействием, приобретают разные поведенческие привычки и разное интеллектуальное развитие.
Поэтому, думаю, если вы считаете, что те родственники, которые вам неприятны, отказывают негативное влияние на вашего ребенка, то вы имеете вполне себе законное право отграничить их общение.
Подробнее разобраться в ситуации можно в процессе консультации. Можно написать мне личный чат и мы договоримся о времени встречи.
Хорошего дня вам!
Чтобы ваша дочь
Психолог
Здравствуйте!
Спасибо, что делитесь своими тяжёлыми переживаниями.
Готова поисследовать вместе с вами Ваши чувства, которые снижают качество жизни.
Запись WhatsApp, Telegram по номеру: 89778290785
С Уважением, Ольга.
Психолог
Здравствуйте Елена. Почему я не увидела в написанном "похожа на мужа"? Ваш муж точно сын своей мамы? Такое ощущение, что для Вас мужа как бы нет, а есть только его родня (весь текст только о них). Вопрос Вашего восприятия. Возможно они (мать, сестра) и пытаются занять собою пространство в Вашей семье, но есть муж. Он то что говорит по этому поводу? Или Вы ничего ему не говорите?
Вопрос ваших отношений сноха-свекровь нужно решать сейчас, чтобы в последующем не было переноса Вашего отношения к свекрови на свою дочь, когда она сделает что-то не то или скажет, например к бабушке хочу. Ваши опасения вполне понятны и отношение конечно же надо менять для Вашего же блага.
Мне бы хотелось получить ответы на следующие вопросы, для более полной картины: Было ли в вашей родительской семье, что критично относились либо к Вам, либо у родителей между собой, либо в отношении других людей? Были ли сравнения- правильно/неправильно, хороший/плохой, красивый/некрасивый, лучше/хуже? У меня предположение, что похожее отношение было в Вашей семье. Если бы не было, Вы бы так остро не реагировали.
Несмотря на поведение/разговоры родных мужа, в них же есть что-то хорошее, правда? Ну Вашего мужа они как-то воспитали, и непросто Вы обратили на него внимание, и дочь родили. Посмотрите на их достоинства, если дочь действительно похожа на них, Вам нужно будет поддерживать в ней сильные качества и совершенствовать слабые.
"Смотреть добрее на ситуацию" у Вас не получится, пока есть накопленный гнев. Вы и сама чувствуете неискренность этого и они это тоже чувствуют. Вам действительно нужно на консультацию, чтобы как говорят "прийти в себя", так как по-другому посмотреть на их отношение не получится, пока у самой есть претензии.
Лайфхак, когда слышите негатив в свою сторону, скажите про себя "отсоединяюсь" и меньше примите на себя. На какое-то время поможет, но проблема не решится.
Удачи!
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Понимаю и разделяю Ваши чувства, но .... все -таки, приглашаю на личную консультацию. Ведья я - психолог, а не соседка из соседнего подъезда и не раздаю советы, как жить правильно, а как - не правильно. Только во время консультации Вы сможете принять сторону свекрови и свою и научиться жить с тем, что уже есть, мягко и без тревог менять ход своих мыслей. Ведь от мысли рождается слово и действие. Носите в себе больше приятных мыслей.
С уважением,