спрашивает: Александра (Красноярск)
Здравствуйте, мы живём с мамой и постоянно что-то случается с близкими. Маминого отца убили на ее день рождения когда ей было 13, ее мама ненавидела и проклинала, колдовала что-то там под кроватью, отчим ее повешался,бабушка нашла мужчину и они жили втроем и были ссоры и скандалы им ниче не надо было, они пили, даже били друг друга предметами разными. Бабы и деда не стало когда мне было 8 - 9. Из-за пьянки. Потом брат мамин родной жил, там опять ссоры и скандалы, драки, маму он избил на день рождения, потом его подрезали, он не жил с нами долгое время, приехал к нам в 2020 и умер от коронавируса.
Вроде все налаживалось и даже мама нашла мужчину, он наркоман и алкоголик был, но хороший, любил нас и помогал, они ругались из-за того что он пил и выгоняли мы его и он сам уходил.Он не жил с нами уже 8 месяцев и он умер. От наркоты и пьянки.
Я плачу бесконечно и не могу понять, это проклятие или жизнь так устроена?
Мы знали что так выйдет с ним, но я надеялась что не будет этого, но случилось. Мне очень жаль маму, очень.
Она то одну ногу ломала, то другую.
То работа тяжелая клепать железо и вязать. Потому что у нее нет образования и не было возможности.
Болеет она часто, температура у нее, мне очень страшно за нас, постоянно кажется что случится что-то плохое и будет неудача, одни неудачи. Не знаю как я буду жить и работать.
Так у всех или что-то не так, я понять не могу...
Но при этом мама держится и старается быть на позитиве, не то что я.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Здравствуйте, Александра! Очень сочувствую вам и вашей маме. Вы прошли через огромное количество потерь и испытаний, и ваш страх перед будущим абсолютно понятен. Когда беды идут одна за другой, может казаться, что это не просто стечение обстоятельств, а какое-то проклятие. Но правда в том, что жизнь, к сожалению, не бывает справедливой, и иногда на одного человека выпадает больше боли, чем кажется возможным вынести.
Ваше ощущение, что всё идёт по замкнутому кругу, – это естественная реакция на травмы и стресс. Когда человек сталкивается с повторяющимися трагедиями, у него формируется ощущение беспомощности, и мозг начинает искать закономерности, даже там, где их нет. Но важно понимать, что вы не обречены на страдания. Ваш путь не предопределён, и у вас есть возможность выстроить другую жизнь.
Очень здорово, что ваша мама, несмотря на все трудности, держится и старается сохранять позитив. Возможно, это один из примеров того, что даже в самых сложных обстоятельствах человек может находить силы двигаться дальше. Вы тоже сильная, раз способны задумываться о своей судьбе и искать выход.
Попробуйте сфокусироваться на том, что вы можете изменить. Маленькие шаги – забота о себе, поиск эмоциональной поддержки, работа с внутренними страхами – помогут вам почувствовать себя увереннее. Если есть возможность, обратитесь за психологической поддержкой, потому что вам сейчас нужна не только внутренняя стойкость, но и помощь в проживании всех этих потерь. Вы не одиноки, и впереди у вас есть шанс построить свою, более стабильную и счастливую жизнь.
Психолог
Здравствуйте Александра!
Проклятием называется то, что человек проживает один и тот же сценарий, когда несчастья это часть жизни и это повторение одного и того же действия, когда встречаются и люди и события одного плана и это все из за того, что нет позитивных перемен. Все повторяется и это бег по кругу, из которого можно выйти, когда начинаешь жить работать, и учиться, и встречаться с людьми из других сценариев, и это значит, что в вашей жизни все сложно потому, что вы бегаете по кругу, а надо поменять жизнь и добавить в нее совершенно другие элементы. Очень хорошо помогает помощь других людей - психологов, друзей, тех кто учиться и работает на более совершенных местах. Если жить на одном месте, то жизнь будет повторяться и ничего нового не будет - если ее менять осознанно, то в ней начнутся и перемены, и лучшие времена. Так что вы умница, что написали, это первый шаг. Давайте мы с вами встретимся и начнем работу по выходу из этого сценария - это реально - напишите мне на сайте или в Ватс апе 89857642716 и мы начнем работу. Вы не переживайте ,это совершенно реально и конечно придется потрудится - сопротивление старого сценария естественно будет, но вместе мы справимся, для этого нужен ваш задор - решение, что нужно кардинально все менять, а мама по гомеостазу - закону равновесия, тоже начет меняться в лучшую сторону. Это как подняться со дна на поверхность - нужны действия и мысли на эту тему и все получится. Буду ждать вашего решения о консультации и письма. Приходите - не пожалеете
Психолог
Здравствуйте, хороший вопрос, великие учителя говорят, что наш мир есть проекция нашего сознания, всё в нашей жизни есть проекция. Путь попадания из плохого мира в хорошей радостной, счастливой, называется духовным развитием. Многие люди тратят целую жизнь на то, чтобы это в их жизни случилось. Как сделать первые шаги в этом направлении? Найдите и послушайте в интернете лекции публициста и общественного деятеля Ефимова Виктора Алексеевича. Для самостоятельного изучения на первом этапе будет хорошо прочитать о трансерфинге реальности зеланда.
Ваш мир есть то, что Вы о нём думаете. Мир как зеркало отражает Ваше отношение к нему. Жизнь – это игра, в которой мир постоянно задаёт своим обитателям одну и ту же загадку: "А ну, угадайте, какой я?" И каждый отвечает в соответствии со своими представлениями: "ты агрессивный", или "ты уютный", или "весёлый, мрачный, дружелюбный, враждебный, счастливый, злосчастный". Но вот что интересно: в этой викторине выигрывают все! Мир соглашается и перед каждым предстаёт в том обличье, какое было заказано.
Вадим Зеланд
Психолог
Александра, здравствуйте. Очень Вам сочувствую. События которые  описываете, Вы не могли контролировать. Дети не несут ответственность за жизнь родителей. Но ответственность мы несём за свою жизнь и вправе строить её так, как мы хотим. Александра, необходимо понимать, что судьба родителей не может на нас влиять, если мы сами этого не позволим. Чтоб научиться отделять себя от других людей, было бы неплохо поработать со специалистом.
Психолог
Здравствуйте, Александра!
Анализ истории неблагополучия Вашей семьи - уже можно назвать первым шагом для прерывания 'порочного круга'. Обращайтесь, будем искать выход!
Психолог, психотерапевт, семейный психолог
Александра, здравствуйте! Ваша ситуация очень сложная и болезненная, и я понимаю, почему у вас возник вопрос о проклятии. Потеря стольких близких людей, да еще и в таких трагических обстоятельствах, действительно может вызвать чувство безысходности и неверия в счастливое будущее. Давайте разберемся, почему с вами и вашей семьей происходит столько горя, и как с этим жить.
Разбор ситуации с психологической точки зрения:
1) Семейная история полна травм, которые передаются из поколения в поколение. Травматические события, особенно в детстве, могут оставлять глубокий след, влияя на формирование личности и отношения с миром.
2) Повторяющиеся паттерны поведения (зависимости, насилие) могут передаваться по наследству. Это не значит, что вы обречены повторить судьбу своих предков, но значит, что важно осознавать эти паттерны и работать над их изменением.
3) Постоянные потери и неудачи могут вызвать чувство беспомощности и бессилия перед лицом судьбы. Вам может казаться, что от вас ничего не зависит и что вы не можете повлиять на происходящее.
4) Постоянное ожидание беды приводит к повышенной тревожности и страху перед будущим. Это мешает вам наслаждаться жизнью и строить планы.
5) Вы, как свидетель трагических событий, переживаете вторичную травму. Это означает, что вы тоже нуждаетесь в помощи и поддержке.
Проклятие или жизнь?
Нет, это не проклятие. Это результат сочетания травматического опыта, нездоровых моделей поведения и нерешенных эмоциональных проблем, которые передаются из поколения в поколение. Это не означает, что ваша жизнь предопределена, но означает, что вам нужно приложить усилия, чтобы разорвать этот порочный круг.
Александра, вот что вы можете сделать:
1) Обратиться за помощью к психологу. Психотерапия поможет вам проработать травмы, осознать свои модели поведения, научиться справляться со страхами и тревогой, и найти опору внутри себя.
2) Принять свои чувства. Не подавляйте свои эмоции. Позвольте себе плакать, грустить, злиться. Вы имеете право на все эти чувства.
3) Фокусируйтесь на настоящем. Не зацикливайтесь на прошлом и не тревожьтесь о будущем. Старайтесь наслаждаться моментом, находить радость в простых вещах.
4) Заботьтесь о себе, правильно питайтесь, высыпайтесь, занимайтесь спортом, делайте то, что вам нравится. Ваше физическое и эмоциональное здоровье – это ваша опора.
5) Устанавливайте границы и не позволяйте негативу и деструктивным моделям поведения разрушать вашу жизнь.
6) Ищите поддержку, общайтесь с людьми, которые вас понимают и поддерживают.
7) Создайте свой позитивный опыт. Ставьте перед собой цели, достигайте их, радуйтесь своим успехам. Это поможет вам поверить в свои силы.
8) Александра, помните, что вы не обязаны повторять судьбу своих предков. Вы можете изменить свою жизнь и создать свое собственное будущее.
Про маму:
Мамина стойкость и позитив – это пример силы духа и жизнелюбия. Поговорите с ней, скажите, что вы ее любите и цените. Поделитесь своими страхами, возможно, вам будет легче вместе.
Александра, то, что вы пережили, – это ужасно. Но это не значит, что ваша жизнь обречена на страдания. Вы имеете право на счастье, любовь и радость. Не бойтесь обращаться за помощью, работать над собой и создавать свою собственную историю. Ваша сила – в вашей способности осознавать и менять ситуацию. Я верю в вас!
Психолог
Я очень сочувствую вам и вашей маме. То, что вы описываете, — действительно очень тяжело, и не каждый смог бы справиться с таким количеством потерь, боли и сложных обстоятельств. Но, несмотря на все это, ваша мама старается держаться, и это уже говорит о ее огромной внутренней силе. Вы тоже сильнее, чем думаете, даже если сейчас кажется, что сил совсем нет.
Хочу сразу сказать: это не проклятие, хотя в моменте может казаться похожим и некое магическое мышление  имеет место быть . Это просто череда жизненных событий, которые, к сожалению, оказались очень сложными. Иногда кажется, что всё вокруг настроено против нас, но это не так. Жизнь бывает несправедливой, особенно когда мы сталкиваемся с такими ситуациями. Но важно помнить, что все что происходило с другими людьми - это выбор этих людей. Наркотики, пьянки, образ жизни определенный - все это про выбор, за который ни вы ни ваша мама ответственности не несете. Просто сложилось так, что все это происходит вокруг вас.
Ваши чувства — боль, тревога, страх за будущее — это нормально. Вы столкнулись с большим количеством потерь, и этот груз просто так не уходит. Но вы не обязаны нести всё это в одиночку. Если есть возможность, обязательно поговорите с психологом. Даже один разговор может дать вам понимание, как справляться с этим состоянием. Если такой возможности нет, просто ищите поддержку и ресурс в других сферах жизни. прогуляться, поговорить с близким человеком, заняться чем-то, что немного отвлечет. Выпишите все сферы и области жизни, все увлечения , друзей и прочее, и выберите 5 пунктов где вы можете получать поддержку и позитив. Сфокусируйтесь на них, а остальное на время оставьте. Вам важно наполниться и восстановить силы;
И ещё: не пытайтесь всё контролировать и настраивать себя, что всегда будет только плохо. Никто не знает, что будет завтра, но вы уже делаете всё возможное. Вы заботитесь, думаете о будущем, стараетесь понять, как жить дальше. Это уже очень много. Просто продолжайте двигаться маленькими шагами, сосредотачивайтесь на том, что вам под силу сейчас. Постепенно тревога станет меньше, а уверенности будет больше.
Вы справитесь, правда. Всё, что вы сейчас чувствуете, — это временно. И однажды вы оглянетесь назад и увидите, какой путь вы прошли, несмотря ни на что. Пусть все у вас наладится как можно скорее