спрашивает: Татьяна (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте! Я замужем, муж с годами стал очень нервным человеком. Он всю жизнь работает вахтой, что наложило определённый отпечаток на его характер. Характер у него сложный. Раньше он был весёлым, спокойным, имел свои увлечения. Сейчас он очень ворчливый, его мнение правильное, др.мнения просто нет, стал громко разговаривать, доказывать свою правоту., появилось недовольство на свою жизнь,ну это мне так кажется. Поправился, и говорит мне что полнота его не беспокоит,но я понимаю,что ему тяжело. Стал много спать, может несколько дней не выходить из дома, спать,есть и смотреть телевизор.Нельзя нарушать его зону комфорта, если что-то не так,психует и нервничает. Вначале мне казалось,что это кризис среднего возраста,но смотрю ситуация усугубляется. Если он что-то решил,то моё мнение его уже мало интересует. У него нет близких друзей, он мало общается. Я пониманию, что я для него постепенно превратилась в обслуживающий персонал. Что мне делать, хотела затащить его к врачу, ну это бесполезно.

Ответы и советы психологов
клинический психолог, нейропсихолог, сексолог
Здравствуйте, Татьяна. Замечательно, что вы столь заботливы и так переживаете за своего мужа. Но обращение к профильному специалисту это индивидуальный, личный выбор. Только если ваш муж сам решит, что ему требуется помощь, появится смысл вам помогать ему..
А пока только быть рядом и всячески поддерживать, без критики и осуждения.
Психолог
Добрый день! Изменения в поведении вашего мужа могут быть связаны с его жизненными обстоятельствами, которые могут вызывать стресс и желание изоляции. Часто затянувшееся воздействие этих факторов может привести к депрессии или тревожному расстройству не только самого человека, но и их близких. Возможно, он не осознает, как его поведение влияет на вас и на его жизнь.
Попробуйте пригласить его поделиться своими чувствами, обращаясь с заботой, например: «Я заметила, что ты стал более напряжённым, и мне это беспокоит. Как ты себя чувствуешь?». Поделитесь своими чувствами и переживаниями с ним — это может помочь ему понять, как его поведение влияет на вас и ваше восприятие отношений.
Попробуйте предложить ему заняться чем-то новым вместе — это может быть хобби или физическая активность. Это поможет ему выйти из изоляции. Если возможно, организуйте короткую поездку или выезд на природу. Смена обстановки может помочь снять стресс и создать новые воспоминания. и, возможно, улучшить настроение. Если вы чувствуете, что самостоятельно справиться с ситуацией сложно, возможно, стоит обратиться к специалисту за помощью. Даже если ваш муж не хочет идти к врачу, вы можете рассмотреть возможность консультации для себя — это поможет вам разобраться в своих чувствах и получить поддержку.
Не забывайте о своих потребностях и постарайтесь найти баланс между поддержкой мужа и заботой о себе.
Психолог, психотерапевт, семейный психолог
Здравствуйте, Татьяна! Я понимаю, как вам тяжело наблюдать за изменениями в муже и ощущать себя все больше отстраненной от него. Его поведение действительно вызывает беспокойство, и ваши опасения кажутся обоснованными. Давайте разберем ситуацию и возможные варианты действий.
Прежде чем что-то рекомендовать, я попробую описать возможные причины такого состояния у вашего мужа.
- Симптомы, которые вы описываете, очень похожи на признаки депрессии. Потеря интереса к жизни, нарушения сна, раздражительность, социальная изоляция – все это типичные проявления депрессивного расстройства.
-Вахтовая работа может быть очень изматывающей как физически, так и эмоционально. Возможно, он накопил усталость и эмоциональное истощение.
-У мужчин с возрастом происходят гормональные изменения, которые могут влиять на настроение и общее самочувствие. Например, снижение уровня тестостерона может вызывать усталость, раздражительность и снижение либидо.
- Возможно, у мужа есть какие-то нерешенные психологические проблемы, которые обострились с возрастом.
- Некоторые физические заболевания могут вызывать схожие симптомы (например, проблемы со щитовидной железой, сердечно-сосудистые заболевания).
Итак, Татьяна, переходим к тому, что можно сделать вам и вашему мужу (несмотря на его сопротивление).
Перво-наперво, рекомендую вам поговорить с ним мягко и с любовью. Попробуйте еще раз поговорить с мужем, но сделайте это не в форме упреков или требований, а с выражением любви и заботы. Скажите, что вы беспокоитесь о нем и хотите, чтобы он был счастлив и здоров. Опишите свои наблюдения, не обвиняя его. Например: "Я заметила, что ты стал больше спать и меньше интересоваться тем, что раньше тебе нравилось. Мне кажется, что ты устал, и я очень за тебя переживаю." Важно, чтобы он почувствовал, что вы на его стороне и хотите ему помочь.
Далее, учитывая его отказ от посещения психолога, можно попробовать зайти через физическое здоровье. Предложите ему пройти плановый медицинский осмотр. Татьяна, скажите мужу, что это нужно для его же блага, чтобы исключить возможные проблемы со здоровьем. Во время осмотра врач может заметить признаки депрессии или других проблем и порекомендовать дальнейшее обследование или лечение.
Если у мужа есть близкие родственники или друзья, которым он доверяет, можно попробовать поговорить с ними. Возможно, они смогут убедить его обратиться за помощью или просто поддержать его.
Татьяна, в этой ситуации важно не забывать о себе. Уделите время своим увлечениям, встречайтесь с друзьями, занимайтесь спортом. Не позволяйте проблемам мужа полностью поглотить вашу жизнь. Ваше хорошее самочувствие и эмоциональная стабильность помогут вам лучше справляться с ситуацией и поддерживать мужа.
Даже если муж отказывается от помощи, вы можете обратиться к психологу самостоятельно. Психолог поможет вам разобраться в своих чувствах, научиться эффективно общаться с мужем и выработать стратегии поведения, которые помогут улучшить ситуацию.
Татьяна, постарайтесь создать в доме спокойную и поддерживающую атмосферу. Избегайте конфликтов и споров. Предлагайте мужу совместные занятия, которые могут ему понравиться (например, прогулки на свежем воздухе, просмотр фильмов, приготовление вкусной еды).
Также рекомендую вам оставлять на видном месте информацию о депрессии, эмоциональном выгорании или других проблемах, которые могут быть связаны с его состоянием. Возможно, прочитав эту информацию, он сам захочет обратиться за помощью.
Татьяна, если все ваши усилия не приносят результатов, и состояние мужа продолжает ухудшаться, вам стоит подумать о своих границах и о том, насколько долго вы готовы жить в такой ситуации. В конечном итоге, вы не можете заставить его обратиться за помощью, если он этого не хочет. Но вы имеете право на счастливую и здоровую жизнь. В этом случае, консультация с психологом может помочь вам принять сложное решение и найти свой путь.
Я понимаю, что это сложная ситуация, и вам может быть очень тяжело. Но не отчаивайтесь и не теряйте надежду. Ваша любовь и забота могут стать для мужа стимулом к изменениям. Удачи вам!
Клинический психолог
Здравствуйте! Спасибо за доверие и за подробное описание ситуации. Ваши переживания вполне понятны, и важно понять, что подобные изменения в поведении могут иметь разные причины — от психологических до физических. Вот несколько рекомендаций и мыслей, которые могут помочь вам разобраться в ситуации и поддержать вашего мужа:
Постарайтесь проявлять терпение и сочувствие. Он сейчас переживает сложный период, возможно, связанный с внутренним кризисом или стрессом из-за работы и образа жизни.
Обратите внимание на его физическое здоровье. Изменения в настроении, апатия, увеличение веса, нарушение сна — все это могут быть признаками депрессии или других медицинских состояний. Даже если он говорит, что полнота его не беспокоит, стоит всё равно посоветовать ему пройти медицинское обследование у врача-специалиста.
Попытайтесь мягко и ненавязчиво поговорить о его чувствах и состоянии. Не делайте это с целью критики или давления, а скорее с заботой: «Я заметила, что ты стал немного другим, мне важно знать, как ты себя чувствуешь». Иногда человеку нужно просто быть услышанным.
Учитывайте его потребность в личном пространстве и зоне комфорта. Не стоит навязывать активное общение или вмешиваться без его желания. Вместо этого создавайте условия для его отдыха и восстановления.
Возможно, ему нужна профессиональная помощь психолога или психотерапевта. Даже если он не хочет идти к врачу сам, вы можете предложить ему обратиться к специалисту вместе с вами или помочь найти подходящего специалиста.Постарайтесь заботиться о себе. В таких ситуациях важно сохранять внутреннее равновесие.Если ситуация продолжает ухудшаться — появление суицидальных мыслей, сильная апатия, потеря интереса к жизни — немедленно обратитесь за профессиональной помощью.Изменения в поведении могут быть вызваны как психологическими проблемами (депрессия, стресс), так и физическими заболеваниями (гормональные нарушения, проблемы с щитовидной железой). Поэтому комплексный подход очень важен.
Психолог
Здравствуйте, Татьяна.Ваш рассказ звучит довольно знаком многим женщинам, находящимся в похожей ситуации. Изменения характера супруга, возникающие со временем, особенно после долгих лет совместной жизни, нередко ставят супругов перед непростым выбором действий. Первое, что стоит сделать, — обратить внимание на собственное отношение к себе. Ваше описание показывает, что вы воспринимаете себя исключительно через призму обслуживания потребностей мужа. Попробуйте переосмыслить вашу роль в отношениях и вернуть уважение к своим желаниям и нуждам. Изменение ситуации начинается  с изменения самой себя. Только работая над собственной самооценкой, устанавливая границы и предлагая конструктивные способы коммуникации, вы создадите условия для улучшения атмосферы в семье.
Возможно , вы постоянно пытаетесь изменить мужа, критикуя его недостатки, предъявляя претензии или пытаетесь управлять его действиями, то в таком случае велика вероятность, что он воспримет это как давление и  защищается. Такой подход редко приносит желаемые результаты и лишь усиливает напряжение в паре.
Поменяйте старатегию. И в первую очередь меняйте свое отношение к себе и своё поведение. Так вы запустите цепочку позитивных изменений, которые неизбежно отразятся на вашем браке. Партнер почувствует новую силу и привлекательность, увидит вашу внутреннюю свободу и спокойствие, и возможно захочет следовать вашему примеру.
Психолог, психотерапевт
Скорее всего у мужа депрессия.
"Что такое депрессия на самом деле? Как свергнуть ее бремя навсегда".
https://www.b17.ru/article/668436/
Посоветуйте ему почитать и пройти тест: Цифровые показатели депрессии по шкале Бека:
https://psytests.org/depr/bdi-run.html Что там у него получится?
К врачу тащить не надо, можно поработать с проблемой онлайн или по переписке.