спрашивает: Ангелина (Москва)
Мне 21 год, у меня ни разу не было отношений. Многие удивляются, узнав это. Подруги и знакомые постоянно спрашивают нашла ли я кого-то. Но я просто не представляю как люди встречают друг друга так еще и начинают встречаться, жениться, рожать детей. У меня ощущение, что это все мимо меня. В 17 лет общалась с одним парнем, но он не захотел отношений, можно сказать отверг, непонятно зачем столько общался. Это отложило свой отпечаток на самооценке. Да и в целом всю жизнь с этим не везло. Я будто не умею коммуницировать с парнями вообще. Еще они абсолютно не проявляют ко мне внимания, никакого. Я удивляюсь, когда смотрю на других девчонок, а у них такие высокие требования к парням, и действительно есть выбор среди них. За всеми кто-то ухаживает, дарят цветы. Когда на улице или на работе вижу парочки у меня внутри будто сжимает все и доходит до того, что я даже начинаю сравнивать себя с незнакомыми девушками, которые в парах. Начинаю анализировать почему они в отношениях, а меня отшили и даже не ухаживает никто. Это вселило буквально в мою голову мысль « я некрасивая». Это подкрепилось еще опытом, когда с подругой каждый день кто-то знакомился, а со мной нет. Хотя незнакомые люди даже говорили мне, что считают меня очень красивой. Но это происходит не каждый день, редко, и то даже в эти разы я очень удивляюсь, потому что думаю что если бы была красивой за мной бегали бы парни, хоть кто-то бы знакомился, хотя бы на работе. Меня угнетают эти мысли настолько, что я даже просто выходя на улицу сразу ищу одобрения и внимания остальных, мне очень важно слушать комплименты внешности, которые я получаю очень редко. Без этого я считаю себя страшной и никчемной. Еще больнее мне становится, когда я вижу девушку посредственной внешности, которая одарена вниманием парней. В моей голове нужно быть прям кукольной внешности с пластическими операциями, чтобы заслужить хоть какое-то внимание. Еще от одиночества и отсутствия внимания я могу почувствовать мгновенную симпатию почти к любому мужчине, это меня очень пугает. И из-за отсутствия опыта общения с мужчинами я не умею их читать и различать нормальный он или нет. Единожды со мной познакомился на работе мужчина, но он был состоятельный, я испугалась и слилась, да и ему нужно было только одно. Как избавиться от этого состояния и угнетающих мыслей?

Ответы и советы психологов
Клинический психолог
Здравствуйте,Ангелина!
Вы испытываете сильное ощущение одиночества и низкой самооценки из-за отсутствия отношений и внимания мужчин. Ваша тревога и сравнения с другими — естественные реакции, но важно понять, что ценность вашей личности не определяется внешностью или количеством внимания. Постепенно работая над самопринятием, развивая уверенность и коммуникативные навыки, вы сможете почувствовать себя лучше и легче относиться к себе. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой, ведь внешний вид и мнение окружающих — не единственные критерии вашей ценности. Время и терпение помогут вам найти свой путь.
Психолог
Вы очень подробно описываете своё состояние и в этом уже есть важное осознание вашего запроса.
При этом я обратила внимание на одну особенность: в вашем рассказе много про внешнюю сторону предъявления себя, как будто ценность в том, заметили вас или нет, выбрали или не выбрали. Но в отношениях есть и другая, не менее важная часть - ваша внутенняя часть, ваш внутренний мир. И он во многом определяет возможность близких отношений.
Попробуйте немного сместить внимание с внешней оценки на исследование себя:
Какая я в общении?
Что мне интересно, что меня зажигает?
Как я проявляю симпатию, тепло, интерес к человеку?
Что я чувствую рядом с другим, кроме тревоги «оценят или нет»?
Что для меня важно в отношениях?
Отношения начинаются не тогда, когда вас «наконец-то выбрали», а когда вы сами начинаете чувствовать хорошо ли вам с этим человеком, подходит ли он вам.
Сейчас создаётся ощущение, что вы ищете подтверждение своей ценности снаружи. Но устойчивое чувство «со мной всё в порядке» формируется внутри и оно делает человека более живым и притягательным в контакте.
Что может быть полезно в вашей ситуации:
1. Постепенно возвращать фокус с внешней оценки себя на внутренние ощущения.
Не «как я выгляжу для других», а «что я чувствую, что мне нравится, какой человек мне откликается».
2. Развивать навык обычного общения без цели сразу понравиться.
Стараться быть в контакте не как на экзамене, а из интереса: «какой он?» и «как мне рядом с ним?».
3. Бережно работать с самооценкой.
Негативные мысли о себе  скорее про глубинное отношение к себе и с ними лучше разбираться в работе с психологом.
4. Разрешить себе быть неопытной.
В 21 год отсутствие отношений это не показатель «со мной что-то не так», это лишь отсутствие опыта, который можно постепенно приобретать.
Психолог
Здравствуйте, Ангелина!
Ваше состояние действительно из неприятного, и подобные мысли действительно угнетают. Но давайте зададим вопрос по-другому: какого другого состояния и мыслей Вы хотели бы вместо? Какие мысли о себе Вам принесут желаемое состояние? Как бы Вы хотели о себе думать? Чьи были бы эти мысли? Кого можно было бы наделить полномочиями управлять ими? Что может помешать Вам думать о себе по-другому? Для чего Вам нужны (если нужны) такие мысли? Чем были бы полезны? Что Вы с ними сможете? Какими своими действиями можно было бы их подкрепить?
Вспомните, были ли когда-нибудь в Вашей жизни приятные мысли о себе? Как они звучали в Вашей голове, какими фразами, после каких ситуаций? Что Вы такого делали, как жили, с кем и как общались, когда они были? На какие свои качества, способности, природные дарования, деятельность и пр. Вы опирались, когда они возникали? Как их можно было бы сделать устойчивыми при любых преградах и обстоятельствах? Опишите это для себя, поразмышляйте.