спрашивает: Виктория (Ростов-на-Дону)
Добрый вечер!.Подскажите, пожалуйста, как помочь родителям и ребенку, если в школе (1 класс) ребенок кусается, отказывается заниматься на уроках (начиная с третьего урока), два первых работает с удовольствием, от физминуток отказывается..

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
нужно показать ребенка психологу и определить причины его тревожно- агрессивного состояния.
Психолог
Добрый день! Поскольку вопрос звучит от третьего лица, смею предположить, что он исходит либо от педагога, либо от педагога-психола, который сопровождает обучающий процесс (например, когда опыта еще недостатоточно). Я уже писала по поводу детской агрессии, однако, следует заметить, что каждый случай индивидуален, и в данном - основной акцент сделан на том, что ребенок кусается, а не просто дерется с одноклассниками, и, второе - отказывается заниматься на уроках (начиная с третьего урока).
Итак, агрессия, которую проявляет ребенок, всегда имеет несколько причин. Так как ребенок учится в первом классе, первая причина - это кризис 7-х летнего возраста. Дело в том, что для ребенка меняется мир! Ему начинают предъявлять требования: учиться и готовить уроки,  возможно самому, возвращаясь после школы, разогревать себе еду и т.д. Кроме того, его, наверное, стали ограничивать в тех занятиях, которыми он любил и привык заниматься, когда не ходил в школу (игры, компьютер и т.д.). По словам окружающих врослых, он вдруг стал взрослым! И это ему, по описанию ситуации, явно не нравится. Вторая предполагаемая причина - повышенная утомляемость. Здесь, скорее всего, присутствуют индивидуальные особенности и психики и физического состояния. Необходимо выяснить, как часто болеет ребенок, состоит ли у педиатра на учете, к какой группе здоровья относится. Так как два первыурока ребенок работает с удовольствием, значит он активен и внимателен, но этого времени достаточно, чтобы он усваивал учебный материал, а потом у него просто нет сил, он как бы выдыхается. Именно поэтому он и от физминуток отказывается.
А теперь вернусь к самой агрессии. Во-первых, любые формы агрессии - это способ привлечения внимания к своей собственной персоне! Это возмущение! Заявка, мол, "вот он - Я, а вы меня не слышите!..." Во-вторых, кусание. Это говорит о том, что ребенко не просто сердится и возмущается, он ЗЛИТСЯ! Допускаю, что для такого ребенка злость вообще характерна, т.е. здесь агрессия не как реакция на ситуацию, а злоба как черта характера. Возможно, он перенял этот "способ" поведения - я имею в видуи злость, и, конкретно, кусания - от референтных окружающих, и, смею передположить, скорее всего, у матери (обычно женщины кусаются, царапаются и т.д.). Хотим мы того, или нет, но ребенок КОПИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ окружающих взрослых, он как бы отзеркаливает то, что наблюдает. Причем, формы агрессии ребенок улавливает не только в прямых действиях, но и в интонации (например, когда мы раздражительны), в скорости наших действий (одно и то же движение, например, руки, в зависимости от темпа и скорости, может расцениваться как приятное и угрожающее), в наших эмоциях и чувствах.
Ну и теперь варианты того, что с этим делать и как быть.
В первую очередь, терпения, терпения и еще раз терпения!
Во-вторых, необходимо урегулировать учебный процесс таким образом, чтобы он был с нарастающим темпом, т.е. вначале должны быть уроки, которые не требуют большого внимания, а потом ПОСТЕПЕННО увеличивать нагрузку. Если для ребенка характерна быстрая утомляемость - ЭТО необходимо выяснить у педиатра; а психологу (нейропсихологу, клиническому психологу) обязательно  провести психологическую диагностику с целью определения особенностей психики и нервной системы ребенка. Только после получения заключения можно выстраивать индивидуальный график. Как вариант - это может быть домашнее обучение, причем с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ отдыхом (вплоть до дневного сна) - сначала через два урока, затем через три, четыре и т.д. Пока учебная нагрузка не станет привычной.
Мне сложно говоить не имея четкой полной картины, однако, с учетом состояния здоровья, необходимо так выстроить программу оздаровления, чтобы она была приемлемой и эффективной. Это может быть массаж, бассейн (без нагрузок) - это в-третьих.
Ну и в-четвертых, провести с семьей консультацию. Это необходимо для выяснения семейной ситуации, и, если, она неблагоприятная, то попробовать ее исправить. Возможно мама сама нуждается в психологической помощи, рекомендациях или поддержке. Объяснить каки ей надо вести себя с ребенком, на что обращать внимание в его поведении.
Если Вам потребуется конкретная информация, Вы может написать мне лично graf.razumovsky@mail.ru