спрашивает: Марина (Москва)
Здравствуйте.
Ситуация такая - мама, я, младший брат.
10 лет назад родилась дочка, вся моя беременность прошла под знаком беременности жены брата. Во время беременности доходило до того, что мама кричала на меня, обзывала моего ребенка, показывала на моем животе как будут кесарить беременную жену брата. Требовала от меня участия в ее беременности. Хотя ни жене брата, ни ему этого было совершенно не нужно. Семья у меня полная. Но все как будто сговорившись, не хотели моего второго ребенка. Дочку рожала тяжело, но родилась она здоровой. К сожалению, в возрасте 1,5-2 лет, она потеряла речь. Сейчас ребенок-инвалид.
Мама ни разу искренне не попросила у меня прощения за содеянное. Мало того, она до сих пор позволяла себе манипулировать мной. Ни одной искренней похвалы фактически не было. Причем именно с момента женитьбы брата. Долгое время она меня буквально вляпывала в жену брата - помогай, поздравляй с днем рождения. При этом ее не смущал тот факт, что та меня младше и не считала нужным поздравлять ни меня, ни моих детей с др.
Мама постоянно общается с чужими детьми - не со своими внуками, при этом, зная, как мне больно видеть, что моя дочка особенная и отстает в развитии - она постоянно и нарочито расхваливает чужих детей. Доходит до абсурда - чужие дети называют ее бабушкой. И она этим гордится.
Очень часто в ее поступках нет логики. Она долго ухаживала за моей бабушкой - так как я живу далеко, но как только поняла, что я никогда не буду считать бабушку такой, как она сама считает ее - склочной и вредной, буквально за полгода бабушка уходит. Вроде от объективных причин, но по факту было только симптоматическое лечение, не было предпринято никаких попыток реально вылечить человека, все что я предлагала - отметалось, как - "какая то дурочка предложила, а ты повторяешь".
У меня такое ощущение, что мама совершенно не воспринимает меня как дочку, а как объект соперничества, и еще может какой то объект.
Был такой случай - отвела меня в клинику, для коррекции веса, и пока я вникала в методику и слушала врача - она стала говорить - она ничего делать не будет - всю жизнь будет толстая... Давала мне как будто установку. Логики не было - зачем идти мне было бы в клинику тогда? Схватила и увела оттуда. Потом выносила мне мозг, что я толстая и не хочу худеть.
Посторонний человек - таксист, обозвал меня толстой косвенно, так моя мама смеялась минут 15-20, тогда как все вокруг молчали. Это было не смешно, но это оскорбление доставило ей особое удовольствие - настроение весь вечер было прекрасным.
На самом деле, когда она меня одобряет - вес уходит сам собой, а когда критикует - я начинаю это заедать, попытки объяснить это, хотя бы просто не критиковать все и вся - никак не действуют вообще.
Желания общаться с младшей внучкой нет вообще. Вот дочка брата - это основное. Она с ними общается еженедельно по 3-4 часа вживую. А мне отвечает 2-3 раза в неделю на сообщение. Звонки сбрасывает.
Сейчас новая форма манипуляция - за отказ следовать ее упорным наставлениям и желанию влезть с указаниями в жизнь моей дочери, она отказывается со мной общаться вообще: "вы бабушку не любите, это моя карма", "ты не хочешь со мной общаться" и сама же сбрасывает телефонные звонки. Только сообщения типа привет, как дела.
Зная достоверно при этом, что я нуждаюсь в общении с ней и хоть в минимальном одобрении в море сплошной критики. И я не понимаю - как мне действовать в это ситуации, чтобы реально ее изменить в положительную сторону. Так как родители уже не молодые и мне хочется больше знать о их состоянии, а по сообщениям это понять трудно. По голосу, по внешнему виду это понять проще - но доступа мама мне не дает.
Отказ общаться она объяснила очень странно - "ты не хочешь со мной общаться". Живем в разных странах, общение только по скайпу, телефону. Что мне делать? Я никак не могу ее понять. Что ей нужно и как мне поступить?
С другой стороны - я ее никогда не предавала, и потом у нее есть младший брат, его жена, его дочь, которым она уделяет море времени. Но я ощущаю ответственность, так как знаю, что брату мать моя не нужна, его жена ее просто ненавидит и не общается.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Марина!
У вас сложно-зависимые отношения с вашими родственниками. Вы все так искусно усложняете и подчеркиваете свое желание быть хорошей, что чувствуется просто , что основная ваша роль в этих отношениях это роль Жертвы и вы сами идете на эту роль, даже жизнь вам подкидывает подобные ситуации. Это детская травма и вы не можете выскочить из этой роли даже проявляя роль Спасательницы вы находитесь в треугольнике Жертва- Агрессор- Спасатель и ваши родственники вынуждены быть Агрессорами по отношению к вам. Это треугольник Кртмана и в нем присходит повторяющаяся ситуация пока вы не осознаете бессмысленность своей роли. Это не просто потому что у вас подсознательная тяга к роли Жертвы и не так легко от этого избавится. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу и мы сможем поменять ваши установкип и выйти на естественные отношения и роли. Первая консультация бесплатна. Пишите, что думаете и решайте относительно консультаций. Все решаемо.
Психолог
Здравствуйте.
Почитайте про сепарацию от родителей и решите для себя нужно ли Вам сепарироваться от мамы или нет. Если Вы решите, что не нужно, то тогда нет смысла что-либо делать - все в ваших с мамой отношениях останется таким же. Если же решите, что да, Вам пора эмоционально отделиться от мамы, то это конкретный запрос для работы с психологом.
Выбор за Вами.
С уважением, Бугаец Юлия, психолог в Санкт-Петербурге.