спрашивает: Елена Полферова (Краснодар)
Добрый день! Ко мне в гости пришла подруга, дома есть маленький внук почти 4 года. Через некоторое время он стал спрашивать у нее когда она уйдет. Я не заострила на этом внимание. Произошел скандал. Надо ли было мне осадить внука ил как то объяснить, что себя так вести нельзя.Что делать в такой ситуации?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Елена. Вы интуитивно поступили так, как лучше для ребенка.
Если бы Вы начали ругать внука при подруге, это могло пошатнуть его доверие к Вам. Ребенок может подумать, что Вы против него и за чужого человека. Детям очень важно чувствовать, что близкие взрослые на его стороне, они его принимают и защитят. Поэтому не рекомендуют ругать ребенка за проступок при посторонних. Лучше самим извиниться, если у кого-то претензии, а потом объяснять ребенку наедине, в чем он был не прав.
Не лишним было бы как-нибудь обсудить с ребенком эту ситуацию, сказать, что такие слова говорить невежливо, это может обидеть. Что стоило не спрашивать, когда тетя уйдет, а сказать, что он хочет от Вас. Или научить его, как вежливо отказываться от общения с посторонними людьми. (Из того, что Вы рассказали, непонятно, чем были вызваны его слова. Может быть, подруга поучала внука или навязчиво задавала вопросы?)
Психолог
Здравствуйте, Елена! Проблема вовсе не в том, что сказал внук - да, дети открыто говорят о том, что им нравится или не нравится. Если приходит кто-то незнакомый, то дети могут не идти на контакт с чужими людьми и это нормально. Он спросил у Вас, когда тётя уйдет - что произошло дальше? Что сказала подруга? как это восприняла? Ведь важно, что произошло именно между Вами и подругой - что? Этого Вы как раз не написали. Т.е. какая-то реакция была от подруги, и именно с её реакцией Вы и не согласны - вот это и нужно проанализировать, чтобы понять - где и что пошло не так!
Да, детям необходимо объяснять многие вещи и это тоже нормально - это и есть воспитание - в том числе и объяснять нормы и правила поведения. Если Вы услышали от внука такую реакцию - то не стоит её игнорировать, подойти ко внуку - сказать ему, что это пришли гости к Вам, что Вы можете пообщаться, поговорить, что если ему скучно, то он может пока порисовать, поиграть (во что-то конкретное), а Вы поговорите и будете с ним дальше играть. Конечно, ребёнок будет привлекать внимание, когда появляется кто-то из вне, другой человек - НО - детям нужно объяснять границы, что у Вас тоже могут быть подруги и это нормально, что Вы слышите его, что поговорите и вернетесь к нему.
Суть проблемы в другом - в реагировании, в том, что произошло между Вами и подругой! Нужно это разобрать!
Елена, если решитесь разобраться - можете смело обращаться ко мне - работать можно в разных форматах, в том числе и дистанционно - буду рада Вам помочь!