спрашивает: Юлия (Санкт-Петербург)
Добрый вечер, наверное, моя проблема незначительна. Но я от неё серьезно страдаю, часто расстраиваюсь и плачу, опускаются руки.
Вот как я ее описала у себя в заметках на эмоциях:
Я никчемная? Не знаю. Но сейчас я чувствую себя именно так, к сожалению.
Все вокруг что-то делают, а я ничего не доделывала до конца. У меня не выходит. И я не могу разобраться, почему я такая ленивая. Не понимаю, как с этим бороться.
Я не хочу быть такой, я чувствую себя бесполезной. Почему так происходит, я не понимаю. Как с этим разобраться? Кто мне может помочь? Я честно не знаю.
Почему не могу собраться с мыслями, тоже не знаю. Как просто взять и сделать? Не знаю
У меня нет ответа на свои же вопросы.
Надо что-то менять, но пока есть силы только на то, чтобы плакать. Не нахожу в себе больше ничего. Я не сдаюсь, просто вот так сейчас чувствую себя гадко. Как с этим справлять я не знаю, хочу плакать в подушку и все. Смотреть в потолок и продолжать заниматься самобичеванием. Может, это меня устраивает, не знаю.
Ничего я уже не знаю. Я чувствую, как будто запуталась. Как будто вокруг все такие сильные, а я одна со слабым характером, ленивая и не стремлюсь ни к чему. Жду подсказки от других людей, Жду от них помощи и поддержки. Но даже не знаю, а стоит ли? А может надо и правда справляться самой? А я просто слабая такая, не могу справиться.
Может, и правда нужно собирать сопли в кулак и действовать? Наверное, надо. Но не получается сейчас.
Тяжко разобраться, что за войны в моей голове происходят. Я очень хочу разобраться, очень
Но ничего не выходит, я не знаю как
Если приводить какие-то примеры, из-за чего я стала так себя чувствовать, то моя сестра достигла огромных результатов в спорте, мой молодой человек открывает бизнес сейчас, он же мне говорит, что надо перестать плакать и начинать уже что-то делать. Я каждый раз пытаюсь начать любое дело, и у меня ничего не выходит, останавливаюсь на пол пути, может, сильно жалею себя, я не знаю. В общем, в моем окружении все как будто идеальные, они хотят чего-то и достигают этого. А я ничего из себя не представляю (мне 19), ничего не достигла. Почему у меня не получается просто взять и сделать?
Огромное спасибо за ответ!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте,Юлия.В Вашем тексте много самокритики.Вы у себя никчемная,запутавшаяся,слабая,ничего не достигшая и так далее.Происходит это потому,что внутри Вас самокритика(за нее отвечает совесть),сильнее Вас самой.И с Вашей совестью у Вас давно пылает гражданская война.И совесть,к сожалению,чаще,чем Юля,одерживает победу.Это потому,что в детстве Ваши мама и папа тоже,чаще одерживали над Вами победу,а Вы терпели поражение.И оно застряли в Вашем характере,как черта бессилия перед чем-то и кем-то,кто в обязательном порядке,сильнее Вас.Как только Вы сможете стать сильнее совести,Вы станете позитивной,удачливой и сильной.Можно поработать с книгой Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Но,если Вы просите живой помощи,то эффективна личная разговорная терапия.С психоаналитиком,например.Она продолжительна,но решает все затронутые вопросы,постепенно и навсегда.Выбирайте специалиста и обращайтесь.Я так же смогу помочь.
Психолог
Юлия, здравствуйте!
я ничего из себя не представляю (мне 19), ничего не достигла.
!9 лет!!! Еще очень юный возраст, чтобы говорить о достижениях! Вам сейчас трудно поверить, но все ещё впереди!
Вы не написали есть ли у Вас цель? Есть какое-либо направление к чему стремиться?
Если нет цели, то тогда Вы действительно будете бесцельно скитаться из угла в угол, не понимая зачем.
Смотрите, Вы написали, что:
моя сестра достигла огромных результатов в спорте, мой молодой человек открывает бизнес сейчас,
Это значит, что и сестра и МЧ четко представляют чего хотят, они поставили перед собой цель и идут к ней.
Также Вы заметили:
Все вокруг что-то делают
Всё верно, все вокруг что-то делают не просто так, а тоже с какой своей целью.
Т.е. первое и основное, что мне хочется узнать о Вас это есть ли какая либо мечта, которая станет целью? Может жизненной целью, а может небольшой ради скорейшего удовольствия.
Юлия, какие желания у Вас? Чего хочется сделать? О чем мечтаете или мечтали ранее?
Далее, по письму. Вот тут:
Я никчемная
я ничего из себя не представляю
Очень сложно и практически невозможно начать что либо делать, если быть о себе такого мнения.
Я бы тоже впала в депрессию, если бы считала себя никчемной.
Но, важно понимать, что то, что вы думаете о себе может значительно отличаться от того, что есть в реальности.
Все дело в Вашем убеждении, в установке.
Что делать с этим?
В первую очередь признать, что Вы себя уже достаточно далеко загнали в угол такими мыслительными загонами и остановиться. Далее искать выход.
Именно это Вы и сделали сейчас - поняли, что есть проблема и написали вопрос специалистам. Юлия, вы молодец! Это огромный шаг.
Далее следует определиться с тем, как именно Вы готовы и хотите выбираться из ловушки.
Готовы ли начать посещать психолога и вместе с ним работать над собой? Или же Вы будете самостоятельно выбираться, опираясь на книги по самопомощи? Или запишитесь на курс тренингов личностного роста?
Варианты есть, но на мой взгляд, самый действенный это разбираться на личной терапии с психологом.
Разные психологи работают в различных направлениях и используют разные техники.
Я могу Вам рассказать о таком направлении как когнититвно-поведенческая психотерапия (КПТ).
Основная идея КПТ: наши проблемы, эмоциональные (например, депрессия) или поведенческие (например, как у Вас "не могу ничего доделать до конца") вызваны нашими мыслями. Те мысли, установки и убеждения, которыми Вы руководствуетесь, воспринимая ту или иную ситуацию, управляют тем, оказывают влияние на то, как Вы себя чувствуете и какие действия совершаете. Т.е. фактически мысли определяют чувства и управляют поведением.
Вы согласны с этим?
Возьмем пример из Вашего письма:
Я каждый раз пытаюсь начать любое дело, и у меня ничего не выходит, останавливаюсь на пол пути,...... В общем, в моем окружении все как будто идеальные, они хотят чего-то и достигают этого. А я ничего из себя не представляю
Когда Вы начинаете что-то делать, у Вас уже есть установка, что ничего из этого не получится, что Вы никогда не сможете достичь такого идеала, как другие люди в Вашем окружении, соответственно мотивация падает, Вы прекращаете начатое на пол пути, настроение снижается, Вы начинаете плакать и приходите к выводу, что Вы никчемная. А это, в свою очередь, замыкает круг и все начинается по новой., по кругу. "Я никчемная, нет смысла что-то начинать, все равно не получится, не смогу как другие, значит я ничего из себя не представляю". далее слезы, бездействие, депрессия, самобичевание и так бесконечно.
Похоже на Вас, Юлия?
Что с этим делает КПТ?
В рамках когнитивно-поведенческой психотерапии человек учиться отлавливать у себя мешающие установки и убеждения, так называемые дисфункциональные мысли, исследовать их проверять их на достоверность, подвергать сомнению и др. и в конечном результате заменять их на более реалистичные, помогающие, альтернативные мысли.
Например, после тщательной проработки идеи "У меня ничего не получается, значит я никчемная и ничего из себя не представляю" можно сформулировать например, такую альтернативную мысль " Я не никчемная! Тот факт, что у меня не все получается с первого раза говорит лишь о том, что я недостаточно постаралась, надо попробовать еще раз. И не обязательно добиваться идеала. В любом случае, я - это больше чем моя неудача! И если я с чем-то не справилась, то это не значит, что я теперь ничего из себя не представляю!"
Примерно так. Чувствуете разницу? Попробуйте применить к себе.
Работа происходит как с дисфункциональными мыслями, так и с неадаптивным поведением, до тех пор пока не появиться успешный результат.
Надеюсь я Вам немного помогла. В идеале, лучше начать занятия с психологом.
Могу предложить свою помощь в работе с мыслями, поведением и чувствами в рамках КПТ.
Напишите мне в личку или позвоните. Обсудим основные моменты и если вас все устроит можно договориться о проведении консультации.
Жду Вашего решения, Юлия.
С уважением, Бугаец Юлия,
Психолог в Санкт-Петербурге, очно и онлайн.
Психолог
Здравствуйте, Юлия! Это вопрос внутренней незрелости, страха ответственности, несформированности опоры внутри себя.
Вы боитесь быть отвергнутой, боитесь критики, оценки, потому что на самом деле Вы уязвимы!
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось.
Т.е. Вы смотрите на них, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!