спрашивает: Леля (Пермь)
Услышав на улице оскорбление или как кто-то смеётся, я начинаю думать, что это связано со мной. Каждый раз прокручивается в голове и не дает покоя. Что это такое? Чем вызвано такое? Как избавиться от этого? Или хотя бы как с этим бороться?
Недавно шла в сторону где стояло двое парней, пройдя мимо они начали смеяться. Я пыталась успокоиться, сказав себе, что они смеялись над какой-то шуткой, а не надо мной. Но я будто не слышу себя, я зациклена только на том, что произошло. Смех начал прокручиваться в голове раз за разом. После чего я начала и накручивать себя, насколько я отвратительная, мерзкая и тому подобное. Так происходило день за днем, около месяца. Теперь так каждый раз, когда я слышу оскорбления или смех на улице. Я бы хотела узнать, чем это вызвано, как можно это исправить. И чем является всё это, потому что я не знаю подобных ситуаций и людей с такой проблемой.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Леля! Вы боитесь быть собой, потому что боитесь оценки себя из вне, критики или отвержения.
А это говорит о том, что Вы уязвимы.
Это говорит о том, что Ваши личностные границы размыты, что Ваше представление о себе формировалось именно через восприятие Вас со стороны окружающих, Вы «впитывали» в себя их оценку и их восприятие Вас. Также — это говорит о том, что Вы утратили чувство контроля над ситуацией общения и контактирования или же, что это чувство контроля так пока и не сформировалось. Внутри Вас есть потребность в принятии, но она фрустрирована.
Т.е. Вы смотрите на людей, но при этом на самом деле понимаете, что не можете читать их мысли, не можете знать, что они думают о Вас и, соответственно, Вы не знаете чего от них ожидать, что они о Вас на самом деле думают и Вы чувствуют, что у Вас нет контроля над ситуацией, потому что на самом деле не знаете как себя вести. Поэтому Вы начинаете додумывать их мысли о Вас, чувства, пытаясь интерпретировать их слова, взгляды, реакции, таким образом создавая для себя мнимое чувство контроля над ситуацией и над собой. НО — все это на самом деле ничего не дает и ничего не приносит.
Вы подменяли их восприятие и оценку на себя, но, так и не сформировали своё представление о себе, а сейчас испытываете растерянность.
С этой проблемой можно и нужно работать, всё поддается коррекции — в таких ситуациях, необходимо научиться выстраивать границы (научиться отделять себя от окружающих), начинать формировать своё представление о себе (не через реакцию на Вас со стороны окружающих, а возвращаясь к самой себе), работать с чувством контроля над ситуацией — учиться контролировать то, что Вы на самом деле можете контролировать — это Вы сами, но не другие люди.
Проработать сценарий отношений и Вашу позицию в них, чтобы Вы смогли обрести уверенность в себе.
Работать над уверенностью в себе, над доверием, над чувством безопасности. Вернуться в прошлое и понять — почему так произошло, почему возникла эта зависимость, как формировалась Ваша самооценка и когда всё пошло именно в этом, разрушающем направлении. Так как вам важно понять — что именно происходит и почему так случилось, когда человек начинает понимать, он начинает осознавать, что именно нужно менять и как это делать!
Психолог
Здравствуйте, Лея!
Это особенность когнитивная ошибка или, по-другому, искажение мышления.
Ниже я оставлю информацию о когнитивных ошибках. Об этом можно поситать в сети "Интернет" а также в книгах для самопомощи по конитивно-поведенческой психотерапии, например, "Ошибки мышления или как жить без сожаления" А. Фримен и Р. Девульф.
Я здесь оставлю небольшую статью, а Вы попробуйте найти в ней те ошибки в мышлении, которые Вы допускаете чаще всего.
Каждый человек воспринимает все, что с ним происходит, исходя из тех установок и убеждений (о себе, о мире, о людях), которые у него сформировались в процессе личностного развития.
Как правило, такая личностная переработка искажает действительность.  Т.е. человек при восприятии различных ситуаций допускает в своем мышлении некоторые когнитивные ошибки, которые не дают возможности отреагировать на ситуацию более гибким и адаптивным образом, вызывая порой самые неприятные чувства и вынуждая нас отказываться от своих планов.
Примером мыслительной ошибки может быть всем нам знакомая ситуация, когда мы начинаем преувеличивать, «делать из мухи слона». Что-то не получилось, и мы сразу эту неудачу начинаем в своей голове увеличивать до гигантских масштабов. Ребенок не сдал экзамен, и тревожная мама тут же нарисовала перед глазами ужасную картину, как её сын или дочь скитается по жизни без работы и каких либо светлых перспектив. Или, например, влюбленный юноша получил отказ от девушки. Это ужасно! Ему кажется, что на этом его жизнь закончилась. Или же, на рабочем совещании руководитель сделал замечание к отчету своего сотрудника. Если человек склонен драматизировать и накручивать себя, то в своем мышлении он уже представляет, как рушится вся его карьера из-за этого замечания.
Думаю, многим знакома эта привычка накручивать себя, представляя самые ужасные и страшные исходы той или иной ситуации. Это и есть когнитивная ошибка, которая носит название катастрофизация (от слова катастрофа).
Вспомните, как часто Вы прибегали к катастрофизации, преувеличивая последствия своих промахов и неудач? Сопоставьте с тем реальным исходом, который последовал после допущенной ошибки или неудачи. Неужели все самые ужасные идеи, которые посещали Вас в тот момент, свершились? Неужели, правда, несданный экзамен привел к бродячему образу жизни?! Неужели юноша и вправду так и не смог  пережить неразделенную любовь и страдает до сих пор по той девушке!? Неужели и вправду небольшие неточности в отчете смогли разрушить всю карьеру?!
Конечно, нет! Это нам только так кажется, потому что мы в таких случаях допускаем в своем мышлении когнитивную ошибку. Она и называется ошибкой, от того, что в большинстве случаев придуманный нами на пике переживаний исход, в конечном итоге не соответствует  реальности.
Или же примером ошибки мышления является ситуация, когда нам кажется, что мы знаем, что другие люди думают о нас. «Он меня не любит» - решила жена, когда муж пришел с работы не в духе. «Они смеются надо мной» - подумал подросток, проходя мимо веселой компании более старших ребят. «Меня сочли некомпетентным и неподходящим для этой работы» - заключил молодой специалист после собеседования. Все эти мысли являются ошибкой мышления под названием «чтение мыслей», потому что, на самом деле, у человека нет способности читать чужие мысли.
Ниже я приведу список типичных ошибок мышления, а Вы попробуйте их отследить и заметить у себя.
1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле "все или ничего"): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.
Пример: "Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник".
1. "Катастрофизация" (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов.
Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".
1. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.
Пример: "Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло".
1. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.
Пример: "Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником".
1. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.
Пример: "Я неудачник", "Он зануда".
1. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.
Пример: "Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка "отлично" не говорит о том, что я умный".
1. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.
Пример: "Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться",
1. "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
Пример: "Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".
1. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.
Пример: "[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знакомиться с людьми".
1. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.
Пример: "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так".
1. Долженствование (мышление в стиле "я должен"): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример: "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".
1. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации. Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".
Если заметите у себя подобные мысли, то помните – что это ментальные ошибки. А это значит, они могут не отражать реальность и могут быть заблуждением. Выдохните. Скорее всего, всё не так плохо, как Вы себе это представляете.
Если же самостоятельно не удается справиться со своими чувствами и мыслительными ловушками, то желательно обратиться к специалисту.
С уважением, Бугаец Юлия,
психолог в Санкт-Петербурге, очно и онлайн.