спрашивает: Татьяна (Москва)
Добрый день! Дочь (13 лет) просит купить ей Айфон. У нас есть такая финансовая возможность. Но дело в том, что у нее есть на данный момент дорогой новый смартфон другой марки, и к тому же в последнее время из отличницы она стала хорошисткой, перестала помогать по дому, не интересуется учебой.
Я думаю, что причина потери ей мотивации что-либо делать, чего-либо достигать - это избалованность деньгами (все ее просьбы мы выполняем).
В середине года, когда она стала безответственно относится к учёбе, я ей предложила постараться в учении, и за это по окончании года обещала купить Айфон. Но она не стала стараться, поставленное условие не выполнила.
Именно из-за того, что в последнее время ее ничего не интересует, я не хочу выполнять ее просьбу о покупке Айфона.
Необходимо отметить, что она давно хочет Айфон, и в последнее время у многих из ее класса он появился, что еще больше усилило ее желание.
Впереди у нее день рождение. Кроме Айфона она ничего не хочет. Стоит ли в данной ситуации выполнить ее желание? Или это навредит её тяге добиваться чего-либо самой?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Татьяна. Если Вы четко поставили условие, она ено помнит и не выполнила, то купив ей айфон, Вы обесцените свои условия. Это значит, что в следующиц раз будет другая просьба и также будет продавливание Ваших границ со стороны дочери. Если даете обещания или условия, держите их. Дети очень хорошо чувствуют возможно по манипуляции. Далее, решать Вам.
Психолог
Добрый день, Татьяна! Быть хорошисткой - отлично! Быть отличницей, если ваша дочь не гений, которому одинаково лекго даются все предметы - тяжелая для ее будущего ситуация. Практически все отличники невротики. Важно, чтобы она была не зациклена на учебе, а пришла к пониманию того, что ей нравится. Тогда в этом направлении и стоит развиваться глубоко - это здоровая позиция. Кроме того, в этом возрасте могут быть намного более серьезные вещи и проблемы с точки зрения подростка: внешность, противоположный пол, состояние кожи, отношения в коллективе и т.д. Ей нужна поддержка здесь.
Что касается нового телефона. С семи лет ребенку важно давать карманные деньги на расходы. Сумма определяется в зависимости от материального положения семьи и с каждым годом увеличивается. Так ребенок учится копить, понимать цену деньгам, делать правильный выбор при покупках. Кроме того, это унизительно каждый раз просить деньги на различную мелочь, которая может и не одобряться родителями. Эта сумма должна выдаваться вне успехов ребенка в учебе, его помощи по дому, поведению. В эти деньги не должны входить расходы на питание в школе, проезд, самое необходимое, что должно обеспечиваться родителями, и т.д. Дополнительно (за хорошую успеваемость, подарки к праздникам) вы можете также давать ей деньги.Также полезно детям предлагать накопить половину суммы, необходимой для покупки желаемого. Оставшуюся часть добавить.
Таким образом, лучшим решением может стать предложение дочери копить на желанный телефон. Все реально, но нужно приложить усилия (не тратить лишнего) и подождать. Есть вариант, при котором накопив, она решит не тратить деньги на Айфон, т.к. поймет ценность денег, а возьмет тот телефон, что у вас есть. А если и купит, то будет очень ценить.
Психолог
Татьяна, здравствуйте! Ситуация с вашей дочерью иллюстрирует привитую ей систему ценностей. Счастье в материи, в обладании чем-то, кем-то. Я - тело, и я ценюсь ровно настолько, насколько крутой у меня айфон или прочие материальные атрибуты. В 13 лет личность уже сформировалась, сама олна не увидит никаких стимулов меняться, кроме как пример родителей. Это огромный подвиг для взрослого человека начать менять свои взгляды, сродни вытаскиванию себя за косичку из болота... Но, если не приукрашивать ситуацию, то лично я не вижу другого выхода. Без изменения системы ценностей в вас, в родителях, никаких шансов повлиять на дочь не существует. Правда горькая, не простая, трудно выполнимая, но ради своего ребёнка, надеюсь, стоит пойти на это, - поработать над собой. Начать можно с тренинга Олега Гадецкого "Законы судьбы" 2015 года. Дальше продолжайте в том же духе, не останавливайтесь. Вы устанавливаете климат в семье. Изменится система ценностей у вас, тогда и у дочери будет шанс что-то изменить. Ситуация экзаменует вас на способность меняться, развиваться, быть ответственным, любящим родителем. Мой ответ наверняка будет самым жёстким, а путь решения самым тяжёлым. Но жизнь накогда не была простой. Выбирать вам. Косметические процедуры, или изменения изнутри. Поклоны. Всех благ!"
Психолог
Здравствуйте, Татьяна.
Быть родителем, действительно не легкий труд и перед Вами очередной непростой выбор. С одной стороны хорошо, когда любовь к ребенку безусловная, и подарки, как одно из проявлений любви, ребенок не обязан заслуживать. Но когда Вы выдвинули требование и конкретную награду за отличную успеваемость, тоже следует быть последовательным и сдержать обещание при невыполнении условий. Умение соблюдать дисциплину и двигаться к намеченной цели тоже важно. В течение года Вы напоминали дочери, что есть ради чего постараться? Еще и приближающийся повод и только один желанный подарок усложняют ситуацию.
Думаю, правильней всего, какое бы решение Вы не приняли, обосновать его, рассказать о своих чувствах ("Знаешь, я расстроена или даже злюсь, что ты проигнорировала мое условие, айфон мы дарим на день рождения, но если бы ты старалась в учебе, на день рождения был бы и другой подарок"), и подчеркнуть при этом, что Вы любите дочь, независимо ни от чего. Лето быстро пролетит и учеба еще впереди, обсудите, почему она перестала стараться? Может учителя не устраивают? Или ее мысли занимает что-то еще? Может она много на себя взвалила, кружки, волонтерство, и пр. из-за чего не успевает в учебе. Может в летнее время ей нужен репетитор? Показать свою расстерянность не страшно, она поймет, что жизнь не всегда черное или белое, что выбор не всегда прост.
Психолог
Добрый день, Татьяна. Понимаю ваши опасения, но хочу обратить внимание что ваш ребенок входит в пубертат. Судя по возрасту и вашему описанию у нее начинается нормативный кризис подросткового возраста. Думаю основная причина ее поведения, это не избалованность и не безответственность, а сильнейшие внутренние изменения психические, физические и гормональные которые сейчас происходят с ее организм. Худшее что сейчас можно сделать "это закручивать гайки " с вашей стороны. Хочет айфон, подарите, если это сильно не бъет по бюджету семьи. Положительные эмоции только укрепит ваши отношения и ее самооценку в глазах одноклассников, сейчас в ее возрасте это самое главное. Если сейчас лишить ее этой радости, она обозлиться на вас и станет еще хуже. Любите своего ребенка, будьте всегда открыты к диалогу, давайте личное пространство. Совсем скоро она станет взрослой самостоятельной девушкой. Просто сейчас силы и энергия ей нужны для другого, для роста и полового созревания. Кормите ее получне, полезной здоровой едой, следите за дефицитами ( у подростков потребность в белках, жирах... гораздо выше чем у взрослых). Они поэтому забивают на все, что сил не хватает. Если появятся вопросы, обращайтесь
Психолог, семейный психолог, сексолог
Татьяна, если рассматривать как подарок на день рождения, который дочка просила и вы ей обещали, то скорее эту обещание можно выполнить. В случае, если рассматривать покупку вне праздника, то стоит договориться с дочерью об обязанностях домашних . И в случае успешного выполнения их в определенный период, согласовать Поощрение.
Психолог
Здравствуйте Татьяна, впереди день рождения, если вы любите свою дочь, почему бы не порадовать ее просто так. А как вас воспитывали в детстве, заставляли заработать хорошими оценками и поступками то , что вы хотите? Сейчас у вашей девочки начинается сложный подростковый период. Какие у вас будут взаимоотношения сейчас, такими они будут и в будущем. Почему нельзя любить своего ребенка просто так? Потому что он просто есть. Ваши эмоции также можно проработать в терапии, чтобы так сильно не переживать. Буду рада помочь.