спрашивает: Чаяна (Красноярск)
Последние 5 месяца у меня бессонница и апатия, стала слишком плаксивой. Была всегда закрытым человеком, но в последнее время общаться с людьми стало тяжеловато. Раньше было не так плохо как сейчас.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Чаяна.
Подобное состояние часто носит накопительный эффект. Вы пишите, что Вы всегда были закрытым человеком. Возможно, до этого вы не давали себе плакать или проявлять эмоции и чувства?
Возможно, что-то произошло в Вашей жизни, что Вы не смогли прожить полноценно, позволяя себе те эмоции, которые были? Какой-то стресс, ситуация?
Часто такое бывает и на фоне спокойствия, если до этого Вы были всегда напряжены, а сейчас наступило время относительной тишины - тогда старые переживания могут догонять и требовать выхода. Или может включиться Внутренний критик и пускать в ход множество обвинений - ведь "отдыхать нельзя".
Причин может быть много - от эмоционального выгорания и запрета на отдых до депрессивного состояния на фоне непрожитого горя.
Если Вы хотите разобраться с причиной - стоит подумать о консультации с психологом.
Психолог
Здравствуйте Чаяна, возможно у вас депрессия, лучше сходить к психотерапевту , могут понадобиться антидепрессанты. Параллельно нужно работать с психологом, найти и проработать причины . Работаю в Эот методе. Быстром и эффективном подходе. Буду рада помочь.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Чаяна,
Как бы иной раз ни казалось, что очень просто самому себя вытащить из той ситуации, в которой оказался - но по факту сделать это зачастую сложно.
Вот вроде бы все, что нужно для жизни, есть - а радости или удовлетворения не приносит. Не радуют те вещи, которые раньше радовали. Что же делать, когда все резко стало серым и никчемным?
Первым шагом на пути к «выздоровлению» станет Уборка
Именно уборка снаружи и внутри себя.
Начинаем с того, что нас окружает. Это дом, квартира или комната.
Запомните:
хотите начать новую жизнь - скажите Нет старому хламу и старым вещам.
Разберите каждый уголок вашего дома. Давно ли вы пользовались этим или тем предметом? А может, вы год или больше его не трогали? Тогда настало время освободить это место для чего-то нового. Принцип понятен - все, что не используется больше года, скорее всего, вам вряд ли когда-либо пригодится. Это правило касается и личных вещей, и косметики, и посуды, и техники.
Резюмируем - дарим, продаем или выбрасываем то, что вам давно не нужно. Какой из трех вариантов выбрать, решайте сами. Благо сейчас полно барахолок, и то, что вам не нужно, может быть очень полезно кому-то другому. Тогда и произойдет обмен. И вы останетесь более чем довольны.
После разбора вещей, на который вам понадобится время, переходите к генеральной уборке помещения. Уберитесь в каждом уголке вашего дома, проведите ревизию во всех шкафах и на антресолях. Физические движения и занятость очень хорошо заполняют ваше внутреннее пространство.
После разборки и уборки остановитесь и спокойным взглядом осмотрите каждую вещь, которая вас окружает: нравится ли она вам или мозолит глаз? Все, что находится за пределами вашего комфорта - нужно заменить.
Внешние помогающие атрибуты позволят вам начать выход из депрессивного состояния, в котором вы застряли.
После уборки во внешнем мире переходим к себе, своему телу и душе
Далее двигайтесь, как вам комфортнее. Начинаем приводить тело к состоянию, о котором давно мечтали.
Осмотрите себя: все ли вам в себе нравится или есть моменты, которые вы хотели бы откорректировать? На этом пункте все вам в помощь: и массаж, и бассейн, и спортивный зал. И не забывайте про очень эффективную вещь - самомассаж. Ведь достаточно всего нескольких минут в день, и вы постепенно будете приближать себя к тому виду, который вам бы хотелось.
Параллельно с этим начинайте расписывать все свое свободное от работы и иных занятий время: о чем вы давно мечтали, но не могли воплотить в жизнь? Не было желания, времени или ресурсов? Сейчас у вас Есть и время, и ресурсы, и желание для себя любимого. Теперь у вас достаточно плотный график, в котором есть и прогулки, и физические занятия, и походы в театр и кино, и есть минутка на чтение.
Теперь переходим к важному моменту - внутреннему состоянию
Я вас уверяю, что после того, как вы разберете самые потаенные уголки вашего жилища, начнете воплощать в жизнь те планы, которые сами себе составили, у вас на упадничество просто не останется ни времени, ни желания. Ведь вы все сделали так, как вам нравится!
А вот теперь переходим к заключительной составляющей вашего внутреннего мира. Что там такое «пустота или одиночество»?
Я предлагаю одно упражнение, которое поможет понять, что там внутри такое, из-за чего кажется некомфортно и одиноко.
Сейчас будет самое интересное: представьте себя известным кинорежиссёром.
Сами выберите, каким хотите стать.
Сядьте удобно в кресло, увидьте себя в качестве актера, играющего в фильме о вас, и прокрутите этот фильм. Я не знаю, каким он будет: про семью, про работу или про отдых, вы сами решите для себя, какую часть вашей жизни хочется подкорректировать.
Просмотрите этот фильм, отметьте для себя те моменты, которые вам не нравятся в самом себе, в окружении или поведении. Выйдите из роли и запишите все комментарии про себя на бумаге. Может, у вас даже получится мини-рассказ про себя. Один рассказ - от лица «режиссера», а второй от лица «актера». И это будут абсолютно разные картины: одна реальная, со своими сложностями, а вторая идеальная.
А вот теперь эти письма о самом себе как бы с двух сторон нужно проанализировать.
• Если в них много обид на себя или окружение - работать с этим моментом.
• Если чувствуете злость или вину, то уделите внимание этому чувству.
В своих предыдущих статьях я рассказывала об эффективных способах работы с обидой, чувством вины и сценариями.
Можете пробовать самостоятельно, а если что-то не будет получаться, обращаться к квалифицированному специалисту.
Все в ваших руках.
Не бойтесь начать жить сначала: сегодня, здесь и сейчас.
Без озлобленности и обид.
Все зависит от вас, воспользуетесь вы этим шансом или нет.
Психолог, психотерапевт
Доброе утро!
Видимо накопились и обострились подсознательные негативные установки. Какие конкретно?
Пройдите  классический тест Эллиса онлайн на наличие подсознательных негативных иррациональных установок:
https://psytests.org/personal/ellis-run.html
Он минут на 15-20, достаточно информативный, выявит уровень Ваших подсознательных негативных проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
В конце теста краткое описание метода.
Пишите, что получилось (цифрами или скрин), обсудим (бесплатно).
Лучше прямо на почту: ernest.splan@ya.ru  и поподробнее опишите состояние. Не забудьте дать ссылку на Ваш вопрос на форуме, а то иногда непонятно от кого результаты тестов пришли.
Хорошего настроения!