спрашивает: Оля (Казань)
Здравствуйте,я мама трёх дочек, 16 и 11 лет близнецы, у меня стали в последнее время сдавать нервы,я срываюсь на своих девочек, они ходят не опрятные и не аккуратные, раскидывают вещи и не убирают за собой,я говорю спокойно,что убери за собой, развесь вещи, погладь, и при этом постоянно просят деньги на то или другое,но сами не ценят многие вещи,я говорю с ними,объясняю,но все как мимо, и я не выдерживаю и кричу на них,а самой плакать хочется от бессилия,что никак не слышат и не понимают, а в последнее время просто не возможно договариваемся, что встречаемся или выезжаем в определенное время,но они опаздывают и в итоге опаздываю и я, и муж, ещё старшая хамит, и может себе позволить оскорбить меня,и я уже не выдерживаю могу её не сильно, но ударить,и в последнее время она стала очень агрессивная, последний раз нахамила и выбесила меня,и я её схватила за волосы сказав,что нельзя с матерью так разговаривать,так она стала царапать мне лицо,она так меня исцарапал, я в шоке что с ней?я не знаю что со мной? когда дети были маленькие, я о них очень хорошо заботилась, водила в кружки,покупала игрушки, занималась и гуляла, следила за их здоровьем и внешним видом, заплетала красивые прически и хорошо одевала, мы ездили всей семьёй на отдых, очень люблю своих девчонок, но мира и понимания нет,и я понимаю,что я, наверное, мать какая то не такая, не умею из взрослой позиции поговорить, срываюсь, переживаю...Еще старшая где то в возрасте 10 лет стала врать, а потом ещё стала деньги у меня из кошелька брать,и не сознавалась, когда я узнала,что она в очередной раз деньги взяла и мне врала, я её отшлепала, что так нельзя делать, но потом она взяла деньги из дома подружки 15 тысяч, там люди очень обеспеченные, у нас ниже доход, у них эти деньги просто где-то с её слов в тумбочке лежат, и она взяла, боже мой, потом я у нее находила чужую карточку банковскую, она сказала,что нашла...не знаю как было на самом деле, потому что врёт! Я уже не верю, подскажите,что можно сделать,как улучшить отношения с досками,как мне самой оставаться в ресурсе и не срываться на детей

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга. Подростковый возраст архи сложный. Конечно может были недоработки с вашей стороны в предподростковом возрасте. Мы иногда не хотим, не осознаем. Но не надо себя винить. Старшей девочке дайте выбор. Она бунтует конкретно. Чем больше вы сопротивляетесь, тем больше бунта. Соглашайтесь  с ней, она хочет от вас внимания, сопереживания, участия в ее проблемах. Первое узнайте, что ее интересует, что напрягает, какие проблемы, что хочет, чего не хочет, и т.д. знаю сложно, но надо!!! И со всем соглашайтесь, поддерживайте. Если не вы, то кто то другой: плохие компании, секс, наркотики ну т.д. Немного потерпите, она повзрослеет, все поймет.
Ну то же и с младшей
Приведу пример: пришла клиентка, говорит дочери 17 лет, хочет поменять пол. Мама в шоке. Я рекомендовала согласиться, принять ее такой, проникнуться, предложить накопить деньги на операцию. Через полгода  все отменилось, через год вышла замуж (дочь)
Психолог
Ольга, здравствуйте!
Я бы порекомендовала вам всей семьей придти ( можно и он-лайн) на прием к системному семейному терапевту( психологу). Обращаю Ваше внимание - ВСЕЙ семьей ( вы, муж, и ваши дочери..)   и обязательно  к системному... Семья - это система , и каждый из вас влияет на каждого.. И как любая живая система - семья живет и развивается. И в какой то период времени  какие методы ( уговоры, контроль, пристальное внимание или наказание) работают хорошо,  а потм перестают работать. Ваша старшая дочь стала старше, у нее сложный период- пубертат..  И те методы, что были раньше для достижения желаемого вами результата -  уже не достигают того эффекты, который был раньше. И то что вы описываете - грубость, непослушание, неопрятность, защита себя - это симптоматическое поведение ..Это говорит, что семья находится в кризисе: страые правила и методы взаимодействия не работаю , новые методы коммуникации и взаимодействия еще не выработаны. .И вы как мама, конечно, тревожитесь, сомневаетесь в себе, как в "хорошей матери", вините себя или опрадываете. Но еще раз поворю - вы , Ольга, не живете одна. Вы живете в семье - повторюсь- рекомендую вам консультацию семейного системного псхолога (терапевта)
Удачи
клинический психолог, нейропсихолог, сексолог
Здравствуйте, Оля. "Что не так со мной?" - недостаточно любви и уважения к себе. Дети, как зверьки, обладают неким внутренним чутьём и улавливают внутреннее состояние взрослых. К тому же они переживают новый для себя жизненный период, - сепарацию. Заканчивается она, примерно, к 18-20 годам. За это время ребёнок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать своё существование и распоряжаться своей жизнью. C каждым годом происходит расширение зоны самостоятельности и ответственности ребёнка, а значит и конфликтов становится больше. Он принимает всё больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни. В этом процессе самим родителям приходится адаптироваться к изменяющейся реальности и искать новые способы взаимодействия с взрослеющим ребёнком. Придётся перестать относиться к нему как к маленькому, уважать его право на собственные взгляды, мнения и желания, доверять принятие решений, даже если вы не согласны с ними, а в конце концов признать, что ребёнок лучше знает, что делать со своей жизнью, и отпустить его в свободное плавание. С 12 до 18 лет — самая сложная стадия взросления: подростковый возраст. Ребёнок начинает замечать недостатки родителей, их авторитет в его глазах падает. Зато возрастает влияние окружения, сверстников, на которых подросток и ориентируется в первую очередь. Происходит «бунт»: дети перестают слушаться, протестуют против ограничений, контроля, вмешательства в личную жизнь, требуют признания своей взрослости и независимости. В этот период важно прислушиваться к подростку и находить компромиссы. У него должно быть свое пространство, где он устанавливает правила: в его комнату нельзя заходить без разрешения, он сам решает, когда там убираться. Родители должны научиться доверять ребёнку, давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Выстраивание границ с ребёнком в этот период жизни определит ваши с ним взаимоотношения в дальнейшей жизни. Любви много не бывает, поэтому не забывайте, что нужно любить не только детей, но и СЕБЯ в первую очередь. Когда мама не любит и не уважает себя, на что ориентироваться подростку! Бить детей категорически нельзя. Так Вы только окончательно испортите с ними отношения. Предложите поговорить, расскажите о своих чувствах, попросите прощения за проявленное насилие над ребёнком. Давайте как можно больше любви. Без малейшей критики, без осуждения и без оскорблений. Дети - плоды своих родителей, они крайне быстро учатся. Есть чёткая закономерность: оскорбили Вы - оскорбили Вас, ударили Вы - ударили Вас! Понимаете? Берегите себя и своих детей.
Психолог
Здравствуйте, Оля. Понимаю ваши чувства и то как вам тяжело, у вас трое детей в подростковом возрасте, это уже само по себе огромная нагрузка. По вашему письму могу предположить что вы очень устали и вымотаны эмоционально и физически. Также вижу что у вас много требований к себе как к матери, вы много вкладываете в них своих ресурсов. А ресурсы эти имеют свойство заканчиваться, так и случилось с вами. Дети чувствуют ваше бессилие и нервозность, поэтому "на ушах стоят" и всячески дают вам понять "мать займись уже собой". Детям нужна здоровая, энергичная, полная сил мама.
Так же вы не написали как в этом учавствует отец девочек. Это может быть ценной информацией.
Вам могу рекомендовать терапию с использованием методов Гештальт и Системной семейной терапии. Разобравшись в том кто в вашей семье играет какие роли и разгрузив вас от лишней нагрузки можно разрешить ситуацию наилучшим образом.
Понимаете в семье так устроено что все влияют друг не друга, так не бывает что кто то плохой или кто то хороший. Дети как самые маленькие в этой системе, часто являются индикатором того что, что то идет не так. Показывают своим поведением то, о чем мы молчим. Самая сильная связь с матерью, т.е. работать нужно с вами. Когда вам станет лучше и легче и девочки ваши успокоются. Им тоже сейчас тяжело, детям нужен авторитетный взрослый иначе не понятно как жить
Психолог
Вы имеете право пройти коррекцию - это сможет Вас уберечь от многих Уроков Жестокой Школы Жизни.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Оля, схема Агрессия- ответная агрессия не эффекивна ни для вас, ни для детей. Таким образом, чтобы избежать наказания, они начинают все больше лгать и изворачиваться. Попробуйте посмотреть на детей через призму Любви. И это не про кружки и покупки. Это про принятие и радость в отношении детей просто потому, что они у вас есть.
Сначала нужно восстановить доверительные отношения между вами. Говорите с ними Не как агрессивный родитель, а как Подруга. Что у них происходит? о чем мечтают? что интересно?
Задавайте побольше вопросов именно об их чувствах.
Если понимаете, что начинает подступать злость- прекращайте общение. Иначе будет снова срыв. Успокойтесь, и только в этом состоянииобщайтесь.
Что касаемо домашних обязанностей, то здесь эффективно работеат согласованное распределение обязанностей с детьми, плюс система поощрения за хорошо и вовремя выполненную работу, и наказание - за не выполненную.