спрашивает: Анна (Москва)
Меня зовут Анна, мне 29, мужу 34. Меня постоянно мучает одна проблема. Я постоянно ревную мужа. Мне кажется что ему строят глазки разные девушки, и он очень общительный и улыбчивый то же не понимает, что надо держать дистанцию. Понимаю что по больей части это мои внутренние страхи, но справляться не могу, эмоции зашкаливают. Я постоянно в стрессе от этих мыслей.

Ответы и советы психологов
Психолог
Анна, добрый день.
Причины ревности могут быть разные. Это может быть от неуверенности в себе, от повторения какой-то внутренней или внешней личной истории, как повторение прошлого опыта. Например, когда у ребёнка есть брат или сестра и ему приходилось как бы соревноваться за любовь и внимание родителей, то выросший ребёнок, вполне вероятно, будет в своей взрослой жизни разыгрывать похожий сценарий со своими близкими. Это могут быть и другие причины, например, разные взгляды супругов на что можно в браке и что нельзя, с кем и как допустимо общаться, а с кем и как нет. Ревность может быть и как бессознательный сговор супругов, оба что-то делают, что б эту историю ревности поддерживать, потому что на этом держится брак. Например,страсть, или понимание ценности другого. Ревность может возникать как следствие желания обладать другим, контролировать его, неспособности доверять другому, или от желания получать подтверждение своей значимости в отсутсвии этого подтверждения.
В большинстве случаев проблема ревности достаточно хорошо прорабатывается в личной или парной терапии.
Самостоятельно можно работать над проблемой, отвечая на вопросы о ревности.  Например, почему я ревную? Чего я боюсь? Что даёт мне ревность (например, если я ревную, я обижаюсь и муж бросается меня как-то радовать, подтверждат, что только я для него лучшая)? Ищу ли я подтверждения неверности? Хочу ли я бессознательно, что б наконец-то нашлись подтверждения неверности, потому что тогда я получу что -то? что( например, я разрешаю себе злиться на мужа,или это стимулирует меня к самосовершенствованию, или я могу уйти из этих отношений без чувства вины)?
Каждый человек имеет право поступать так, как он хочет, и вы не можете заставить кого-то быть рядом с собой. Вы можете позволить мужу вести себя так, как он хочет, и вы также можете позволить себе вести себя так как вы хотите. А что если ревность как следствие чувства обиды на неравноценные вложения в отношения, в результате которых вы не делаете того, чего бы вам хотелось делать ? И вот ревнуя, у вас есть этот  повод обидеться, разозлиться.
Видите, причин может быть много и от того, что это за причина, зависит и как с ревностью работать. Но во всех случаях это проблема связана с собственной самооценкой и доверием к себе и другим.
Психолог
Здравствуйте, Анна! Ревность страшный бич, который пожирает изнутри и справиться с этим может только сам ревнивец. Других людей исправлять нельзя, также как устраивать сцены ревности. Но поговорить с мужем на тему " Ты у меня такой классный, всем нравишься. А я при этом очень переживаю, что кто-то понравится тебе больше чем я и ты откажешься от меня" поговорить можно. Но, это надо говорить с восхищением от своего мужа, а не с тем, как он неправ! Это важно. Конечно, он скажет, что Ваши переживания беспочвенны. А для себя поймите, что он Ваш муж и выбрал Вас! Оставайтесь такой, как были при встрече. Если муж вами доволен, он никогда ни на кого Вас не променяет. А красивых и игривых женщин много, никуда от этого не деться, глаза не завяжешь. Страдать из-за этого, ни жизни, ни нервов не хватит.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Анна, ели вы ревнуете супруга, это говорит о неуверенности в нем. Причина может быть разной: вы увели его легко от кого то и теперь боитесь, что другая может так же легко это сделать; были измены и при этом осталась обида и страх повторения; какой из вариантов вам откликнулся, с этим и уже нужно работать. То есть работа с Причиной, а не следствием- Ревностью.
Нужна будет моя более детальная помощь, обращайтесь.
Психолог
Здравствуйте, Анна. Одна из главных причин ревности - это заниженная самооценка. В основе проблемы лежит убеждение, что вы хуже кого то, что муж может сравнивать вас с кем то. Читаем книги на тему "как полюбить себя". Например книга "7 шагов к стабильной самооценке". Обязательно занимайтесь спортом, следите за своей внешностью, в общем полюбите себя по настоящему, чтобы вам не хотелось сравнивать себя с другими не в вашу пользу.
Следующий момент, ревность - это инстинкт собственника. Когда вам хочется, чтобы муж был только вашим, вы не готовы им делиться с другими. В этой ситуации, вы начинете наблюдать за ним, следить. Где он, с кем он общается. Вы таким образом сами себя накручиваете. Обсудите с мужем, как жить так, чтобы он не давал вам повода для ревности. Например, не стоит подглядывать за ним в социальной сети, не нужно лишний раз посещать корпоротивы на работе. Совместные мероприятия не должны проходить в присутствие молоденьких девушек. Нормально, если муж скажет, что любит только вас, а ваша ревность беспочвена.