спрашивает: Анна (Красноярск)
У меня лет с 11 появилась, как будто "вторая личность" или "воображаемый друг", выражается это в том, что я постоянно, как бы "сравниваю себя" с этим человеком или персонажем. Читаю биографию, пытаюсь отыскать схожести между нами, порой делаю это, даже не осознавая, мимикрирую. Также, часто во время чтении биографии, как будто говорю с этим человеком/персонажем. В своей голове оживляю его, на всё что происходит в моей жизни, как бы жду реакции от этого персонажа, и сама же эту реакции создаю, представляю, как он бы отреагировал. Так, то всё хорошо, жить с этим полноценно можно, но мне стыдно перед этими людьми/персонажами, особенно, когда нахожу их фотографии или рисунки в интернете, как будто с живого человека вижу, прям тут, и чувствую, как он смотрит.
И тот факт, что он всегда в мыслях, мешает.

Ответы и советы психологов
Психолог
Анна, в ситуации можно выделить несколько моментов:
1. сам факт того, что вы осознаете данную проблему, четко ее структурируете и описываете - уже часть работы и решения;
2. механика процесса такова: в мозге по его природе есть конструкция под названием "Я", его продукт, но у вас на этом месте по каким-то причинам находится образ другого человека, которого вы идеализируте, считаете безоговорочным авторитетом в любом вопросе. Выражаясь библейским языком, сотворили себе кумира, заместив им свое истинное "Я".
3. По некоторым причинам есть блок в выражении и формировании своего собственного мнения. Вероятнее всего, связан он со страхом осуждения. То есть, "если я скажу/подумаю вот это, меня поругают, обсмеют, накажут, отвергнут, не примут". Предположительно эта идея связана со схемами-выводами на тему отвержения, сформировавшимися около одиннадцатилетнего возраста либо ранее на основании опыта взаимодействия с критикующими родителями/опекунами или сверстниками. Образ крутого персонажа здесь выступает в качестве защитной реакции, чтобы избежать осуждения "это не я, это он так считает, а ему-то точно стоит доверять".
4. Вкратце: это ментальная привычка сравнивать себя с ним, действовать в голове от его имени, чтобы избежать осуждения окружающих и подкреплять значимость своих мнений, как бы ссылаясь на авторитет.  Когда вы осознаете, что думаете от лица персонажа, вы возвышатесь над этим образом, активизируя свое настоящее "Я", но страх отвержения тянет вниз.
Можно начать с работы с психологм на предмет купирования страха критики/насмешек/непринятия/отвержения и выражения свего мнения, а также сопутствующих проявлений.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Анна, важно понять, что именно произошло в 11 лет и что именно в своей жизни Вы таким образом заменили на общение с этим персонажем. Скорее всего есть установка "не быть собой" и нелюбовь к самой себе.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как отдыхать, как поощрять себя и т.д.) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, больше негативное. Эта часть любви отвечает за воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится, ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер или друг действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной. Скорее всего все показатели будут низкие в силу того, что Вы себе не нравитесь и именно поэтому персонаж перекрывает важность Вашей собственной личности.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно и когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это можно сделать на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно!) Буду рада помочь Вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Анна, появление "друга" не происходит просто так. Этому могут способствовать следующие причины. Тотальная нехватка понимания и любви ссо стороны родителей. Это непонимание и выливается в поиск некого близкого человека, который услышит и поймет. Если вам это предположение откликнулось, то работа ведется с детством и принятием родителей.
Ворой вариант- это психическое заболевание. Стоит провести обследование у врача психиатра, чтобы подтвердить или исключить этот вариант.
Психолог
Здравствуйте, Анна. Если у вас есть вторая личность, это ещё не значит, что вы психически больны. У психолога К.Юнга есть такое понятие, как субличность. В его теории субличностью является подструктура личности, которая обладает независимым существованием. То есть субличность воспринимается нашим сознанием как нечто отдельное от нас, некий образ, имеющий свой стиль, манеру общаться, держаться в обществе, думать.
Однако, для того, чтобы человек оставался здоровым, нужна целостность. Согласованное взаимодействие всех частей личности. Две личности, должны уметь договариваться друг с другом. Человек, осознавая двойственность своей личности, должен тем не менее ощущать себя единой личностью, у которой есть "автономный друг"
Психолог
Здравствуйте, Анна! У вас богатое воображение, которое можно направить в творческое русло. Например, писать сценарии, там очень пригодилось бы понимание разных персонажей. Стыдиться тут нечего, это не патология. И не ясно, дружите ли Вы в реале с кем-то. Если нет, направьте свои усилия в сторону общения с более доступными людьми.