спрашивает: Мария (Москва)
Здравствуйте! Интересует Ваше мнение по поводу адаптации ребенка к садику. Ребенку 2.9, в начале сентября пошли в ясли (муниципальный сад). По списку 31 ребенок, но ходят пока мало (не больше 12 человек). Несколько дней (примерно 6-7 дней) ходили без слёз до сна (сначала на 2 часа, потом до сна), заболели на 1 неделю, пришли после болезни - приходилось забирать ребенка по просьбе воспитателя, так как "расплакалась, не могли успокоить" и так 2 дня подряд. Опять приболели (не посещали 2 недели). Через 2 часа пребывания воспитатели просят забрать по причине плача ребенка. В группу ребенок уже идёт на слезах, но без истерики и сильного плача.
Стала играть в ребенком в детский сад. В игре все "зверушки" (дети) начинают плакать, а воспитатель говорит "сейчас напишу маме", приходит мама и забирает своего "детеныша" и так по очереди со всеми "зверушками").
Теперь, идя в сад, мне мой ребенок говорит: "Я поплачу и мама придёт".
Вопрос: правильно ли поступают воспитатели, звоня родителям, чтобы те забрали ребенка? Мой ребенок такой не один, (при мне забирали сначала двух двойняшек, в другой раз девочку). Боюсь, что сформируется неправильный ритуал и ребенок не сможет адаптироваться к саду. Интересует Ваше мнение. И еще вопрос. В каких случаях стоит воспитателям звонить родителям с просьбой забрать своё чадо? Заранее спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог, психотерапевт
Здравствуйте, Мария.
В детском саду, так же как в школе, основную роль в жизни ребенка играет воспитатель (учитель). Именно воспитатель должен постепенно "приручить" ребенка к саду, постепенно стать значимым замещающим мать лицом. Облегчить привыкание ребенка к новым условиям может "переходный объект" - какой-то предмет, связанный с мамой, домом.
Психолог
Здравствуйте!
Адаптация в среднем проходит 3 месяца. За это время среднестатистический нормотипичный ребенок, не пропустивший ни дня по болезни или другой причине, может привыкнуть к нахождению в группе полного дня, то есть до вечера (до 17-18 и то, не до 19).
Дети все разные в младшей группе. У кого-то усиленно еще лезут зубы, кто-то ест все и сам, кто-то не ест ничего и только оторвался от груди, кто-то чувствителен к новой еде, кто-то с ослабленным иммунитетом, кто-то имеет тормозимый тип ЦНС, кто-то возбудимый, и т,д, Поэтому кто-то привыкнет раньше, а кто-то, в целом, до выпуска будет в дискомфорте.
Обычно рекомендовано первую неделю приводить на час-полтора, два- до прогулки. Поом еще две недели оставаться на прогулку, с нее забирать. Потом оставаться на обед.  Далее уже индивидуально, кто-то вообще не может еще в саду спать без мамы, тогда они домой, так как без сна нельзя детям еще в таком раннем возрасте. Если спит, до оставляют часов до 16-17.
Если была болезнь, отпуск и т.д., пропуск около недели, то начинают адаптацию зановао, но более ускореенно- сначала несколько дней по часу, потом на прогулку неделю и потом только на обед. До нового года все это время- адаптация, поэтому при возможности мама иил папа должны отававться в декрете.
Конечно, ситуации разные. Многим нужно срочно нп работу. Тогда воспитатели прилагают все усилия, чтобы малыш не так сильно страдал без мамы и оставлася подольше.
Но малвш все-равно стадать будет, если адаптация идет в ускоренном темпе.
Вообще идеал- забирать еще дло того, как малвш устанет и начнет плакать.
Вообще нужно знать вашу ситуацию более деьально, чтобы давать еще более индивидуальные рекомендации.
Если есть такое жеалние, то запишитесь на консультацию ко мне онлайн.
Если хотите что-то уточнить, то пишите на почту.
Контакты и другая информация на страничке у меня.
Терпения вам и успехов в адаптации дочке! непростое время и для вас, и для нее! Все будет хорошо, любовь мамы и время
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Здравствуйте, Мария!
Детский сад для ребёнка всегда стресс. Ещё не сформирована здоровая привязанность, психика ребёнка не окрепла. Вокруг чужие люди, незнакомая обстановка, новые требования. Ребёнок к ним не готов.
Что касается конкретного вопроса, сложно сказать, правильно или неправильно поступает воспитатель. Видимо, воспитатель не справляется, не может успокоить детей, и боиться нанести психическую травму. Вроде как, из двух зол выбирает меньшее. Но такая ситуация, действительно, приводит к тому, что ребёнок начинает манипулировать. Также может сформироваться модель поведения жертвы, когда вместо открытого разговора или действий, направленных на достижение желаемого, взрослая женщина будет ныть и жаловаться.
Попробуйте открыто поговорить с дочкой, спросите, почему она не хочет быть в садике. Отнеситесь к её словам серьёзно и с пониманием, и постарайтесь решить проблему, в зависимости от разговора и от Вашего положения. То есть, либо в садике что-то изменить, либо забрать её оттуда.
И ещё я бы порекомендовала в конце разговора с дочкой, сказать ей, что она может открыто Вам обо всём говорить. Это поможет формированию доверия между вами.
Психолог
Здравствуйте, Мария.
Вы очень правильно сделали, что поиграли с ребёнком в детский сад. И да, воспитатели по каким то причинам не могут справляться с малышами, и да таким образом формируют у ребёнка подкрепление- он поплачет- придет мама.
Скорее всего воспитатели перестраховываются и снимают с себя ответственность за детей, звоня родителям. Возможно там что-то ещё происходит, почему все дети плачут. Может воспитатели не умеют занять детей, и вмето понимающей позиции- ребёнку тяжело адаптироваться. занимают позицию силы-буду угрожать, может прикрикну. ( Ну это мои домыслы, как пример)
Если у вас есть возможность поговорить с ребёнком, что вы его не бросаете,отправляя в сад, а он вам своим пребыванием в саду помогает, потому что вы можете тоже пойти на работу или поделать дела.  И научить ребёнка, что б ему было интересно в саду, например- когда придёшь в садик, посмотри, какие есть игрушки, потом мне расскажешь, вот как мы дома строим башенки ты попробуй в садике так же построить. И тебе совсем не обязательно плакать, что б я за тобой пришла. Попробуй завта не плакать и вот увидишь, я приду за тобой через час. Попробуйте это время медленно увеличивать, час, полтора, до обеда, и подождать, что б покушал и идти домой, перед сном. после сна. Это долго, но это очень бережно.
Кстати, я не поняла кто у вас ребёнок- мальчик или девочка. Мнтересно, почему вы не называете ребёнка - дочь, дочка или сын, сынок. Ну это может и не имеет никакого отношения к вашему вопросу, это мне просто интересно.
Психолог
Добрый день. При таком ритме посещения детского сада не происходит адаптации. Когда забираете на перерыв, на болезнь - по факту ребенок начинает адаптацию заново. То есть оставлять на небольшие промежутки времени и забирать точно, когда сказали. Хорошо, когда воспитатель может сам справляться с плачем, не прибегая к напишу маме и она заберёт, но так не всегда бывает. Поэтому как вариант пробывать оставлять ребенка на 2 час и забирать до того как начнутся слезы. Можно еще поискать книги-сказки про детский сад и придумать ритуал расставания, на который будет опираться ребенок. Всё это не быстрые методы.
И важно, чтобы вы внутри были спокойны и уверенны в своих действиях. Знали зачем ребенку именно сейчас в сад (для себя). Если есть сомнения и переживания - то ребенку будет еще сложнее в адаптации.
если остались вопросы - пишите, договоримся о консультации.
Психолог
Здравствуйте Мария,Если у вас ребенок дома спокойный  в саду без причины он плакать не будет,Здесь зависит от воспитательницы,ее отношение к детям ,У нее должен подход к детям  любить свою работу,Связь с родителями обязательна , Звонить сообщать родителям когда есть причины,
Психолог
Мария, здравствуйте! Меня зовут Наталья. Я работала в детском саду и из своего опыта знаю, что адаптируются все дети по разному и в разный период времени. Если в детском саду есть психолог, можно обсудить с ним вопрос адаптации вашей дочери. Поговорить с воспитателями. Понять позицию детского сада по отношению к звонкам родителям и в целом адаптации детей. Конечно и от педагога много зависит. Хорошо, когда удаётся сотрудничество родителей и педагога.
Мария из того, что вы пишите, похоже, что ваши опасения не беспочвенны. И вы очень грамотно провели диагностику обстановки в детском саду.
Может удастся найти альтернативу нынешней ситуации. Интересно, сколько дочка может быть без вас до того, как начинае по вам скучать. Поговорите со специалистами ДОУ. Надеюсь, что получится изменить ситуацию.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Мария, в этой игровой форме и формируется "ритуал" - зверушки плачут- мама заберет. То есть они таким образом сами формируют действия ребенка. Ведь к ребенку прикреплена ассоциация. Поэтому вы и видите итог "этой игры". Какую цель при этом преследуют воспитатели остается только догадываться(