спрашивает: Руслан (Москва)
Последнее время я потерял смысл жизни. Меня ничего не интересует и мало что доставляет удовольствие и радость. Мир кажется черно-белым, а люди ужасными. Так же 5 лет назад умерла моя прабабушка, которая часто приходит ко мне во снах. Я не знаю, что делать. Она приходит в белой одежде и с белыми волосами и просто стоит, лишь иногда что-то скажет, но очень не разборчиво. Я бы хотел поинтересоваться у специалистов, что можно поделать в такой ситуации. В жизни у меня почти проблем нет, но постоянное состояние апатии. Последнее время я стал безразличен и холоден просто ко всему. Надеюсь вы поможете

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Руслан. Потеря смысла жизни и апатия могут быть признаками различных проблем и состояний, которые многие люди переживают в определенный момент своей жизни. В таком состоянии может быть сложно разобраться самостоятельно, поэтому первое, чтобы я рекомендовала, это обратиться к специалисту.
Второе это добавить движения в свою жизнь - больше ходить, можно просто прогулки, или такая активность, которая вам представляется. Пусть это будет по чуть-чуть и каждый день. И поддержка близких людей - те, кто может быть рядом, без оценки и осуждений. Больше времени с ними проводить.
Вы рассказали о своей бабушке, какие у вас с ней были отношения? Как вам кажется, связана ли бабушка с вашими ощущениями сейчас? Если да, то как? Что бы вам хотелось, чтобы она сказала?
Вы говорите, что проблем в жизни у вас почти нет - что вы понимаете под этим? Что вы вкладывате в понятие проблемы? Можете расписать себе свою жизнь на бумаге - что у вас есть сейчас, по всем сферам и ваши ощущения, эмоции, чувства по поводу этого. Как вам это? Это про вас?
Какое событие/я предшествовало/ли вашей потере смысла жизни? Постарайтесь вспомнить. Вот здесь тоже стоит поисследовать.
Спасибо, что поделились своими чувствами. Хочу вас поддержать и сказать, что вам необязательно справляться в одиночку со своими переживаниями. Специалисты могут помочь вам разобраться в ситуации, понять причины вашего состояния и найти подходящие стратегии для восстановления смысла жизни.
Психолог
Здравствуйте, Руслан.
С какими событиями Вы сам связываете потерю смысла жизни? Что с Вашей точки зрения повлияло на это? Связаны ли потеря смысла жизни и смерть бабушки? Как? Обычно, сны являются отражением нашего бессознательного. Я читаю Ваше сообщение, и ощущение, что Вы не отпустили бабушку, Вас связывает с ней что-то... не знаю - какие-то эмоции, или незавершенное дело, может быть Вы что хотели ей что-то сказать и не успели? Или испытываете к ней какие-то чувства кроме светлой грусти и любви? Почему-то мне приходит на ум вина, но может быть я ошибаюсь, я ведь только читаю Ваш текст.
Нужно разбираться, Руслан. Понять, как Вы сам трактуете все это и какие взаимосвязи видите. К тому же то состояние, которое Вы описываете - очень похоже на депрессивное. Для депрессии характерно потеря смысла жизни, чувство апатии (а так же негативные убеждения о себе и обесценивание).
Если надумаете, обращайтесь. Я работаю с депрессивными состояниями и настроениями. Все поправимо.
С уважением,
Александра
Психолог, семейный психолог, сексолог
Руслан,
Как бы иной раз ни казалось, что очень просто самому себя вытащить из той ситуации, в которой оказался. Но по факту это сделать получается очень сложно.
Вот вроде бы все, что нужно для жизни есть, а радости или удовлетворения не приносит. Не радуют те вещи, которые раньше радовали. Что же делать в этой ситуации. Когда все резко стало серым и никчемным?
Первым шагом на пути к «выздоровлению» станет Уборка.
Именно уборка снаружи и внутри себя. Начинаем с того, что нас окружает. Это дом, квартира или комната. Запомните- хотите начать новую жизнь, скажите Нет старому хламу и старым вещам.  Разберите каждый уголок вашего дома, давно ли вы пользовались этим или тем предметом? А может вы год или больше его не трогали? Тогда настало время освободить это место для чего то нового. Принцип понятен - все, что не используется больше года, скорее вам вряд ли когда либо пригодится. Это правило касается и личных вещей, и косметики, и посуды и техники.
Резюмируем - дарим, продаем или выбрасываем то, что вам давно не нужно. Какой из трех вариантов выбрать решайте сами. Благо сейчас полно барахолок, и то, что вам не нужно, может быть очень полезно кому то другому. Тогда и произойдет обмен. И вы останетесь более чем довольны.
После разбора вещей, на которые вам понадобится время, переходите к генеральной уборке помещения. Уберитесь в каждом уголке вашего дома, проведите ревизию на всех шкафах и антресолях. Физические движения и занятость очень хорошо заполняют ваше внутреннее пространство. После разборки и уборки остановитесь, и спокойным взглядом осмотрите каждую вещь, которая вас окружает: нравится ли она вам, или мозолит глаз? Все, что находится за пределами вашего комфорта- нужно заменить.
Внешние помогающие атрибуты позволят вам начать выход из депрессивного состояния, в котором вы застряли.
После уборки в вашем внешнем мире, начинаем переходить к себе, своему телу и душе.
Далее двигайтесь как вам комфортнее. Начинаем приводить тело к состоянию, о котором давно мечтали.
Осмотрите себя: все ли вам в себе нравится, или есть моменты, которые вы хотели бы откорректировать?  На этом пункте все вам в помощь: и массаж, и бассейн, и спортивный зал. И не забывайте про очень эффективную вещь- как самомассаж. Ведь достаточно всего несколько минут в день, и вы постепенно будете приближать себя к тому виду, который вам бы хотелось.
Параллельно с этим, начинайте расписывать все свое свободное от работы и иных занятий время: о чем вы давно мечтали, но не могли воплотить в жизнь? Не было желания, времени или ресурсов? Сейчас у вас Есть и время, и ресурсы и желание для себя любимого. Теперь, у вас достаточно плотный график, в котором есть и прогулки, и физические занятия, и походы в театр и кино, и есть минутка на чтение. Но теперь переходим к важному моменту- внутреннему состоянию.
Я вас уверяю, что после того, как вы разберете самые потаенные уголки вашего жилища, начнете воплощать в жизнь те планы, которые вы сами себе составили, у вас на упадничество просто не останется ни времени, ни желания. Ведь вы все сделали так, как вам нравится!
А вот теперь переходим к заключительной составляющей вашего внутреннего мира. Что там такое « пустота или одиночество»? Я предлагаю одно упражнение, которое поможет понять, что там внутри такое, из за чего кажется некомфортно и одиноко.
Сейчас будет самое интересное, представьте себя известным кинорежиссёром. Сами выберите каким хотите стать. Сядьте удобно в кресло, увидьте себя в качестве актера и прокрутите фильм о вас. Я не знаю каким он будет: про семью, про работу или про отдых, вы сами решите для себя, какую часть вашей жизни хочется подкорректировать.
Просмотрите этот фильм, отметьте для себя те моменты, которые вам не нравятся в самом себе, в окружении или поведении. Выйдите из роли и запишите все комментарии про себя на бумаге. Может у вас даже получится мини рассказ про себя. Один рассказ- от лица «режиссера», а второй от лица «актера». И это будут абсолютно разные картины: одна реальная, со своими сложностями, а вторая идеальная.
А вот теперь эти письма о самом себе как бы с двух сторон нужно проанализировать.
Если в нем много обид на себя или окружение - работать с этим моментом. Если чувствуете злость или вину, то уделить этому внимание.
Можете пробовать самостоятельно, а если что то не будет получаться, обращайтесь.
Все в ваших руках.
Не бойтесь начать жить с начала: сегодня, здесь и сейчас. Без озлобленности и обид. Все зависит от вас, воспользуетесь вы этим шансом, или нет.
Психолог, психотерапевт
Здравствуйте, Руслан.
Ваше состояние апатии, потеря смысла жизни свидетельстует о том, что У Вас накопилось большое количество травм, в том числе смерть бабушки, которую надо правильно отгоревать. В Вашей ситуации нет другого выхода, кроме помощи специалиста. Не тяните, позаботьтесь о себе, и все наладится.
Психолог
Здравствуйте, Руслан. Постоянное состояние апатии и потеря смысла жизни может говорить о депрессии. А это заболевание, которое лечит психиатр. При депрессии снижена способность радоваться жизни, ничего не хочется делать, апатия, как у вас. Поэтому прежде всего надо показаться психиатру. Врач назначит медикаменты и вам сразу станет легче. По поводу обретения смысла жизни. Известный психолог Виктор Франкл, прошедший конц.лагерь, говорил, что даже в самых сложных обстоятельствах человек стремится обрести смысл жизни и имеет цель выжить, сохранить себя. А у вас нет тяжёлых жизненных обстоятельств. Надо лишь немного поработать над собой. Обращайтесь за личной консультацией, помогу
Психолог
Руслан, добрый день. Судя по переживаниям, отраженным в Вашем сообщении, Вы переживаете трудный период сейчас. Можно заподозрить в Вашей апатии признаки клинической депрессии, поэтому я рекомендую Вам обратиться к врачу-психотерапевту или психиатру для оценки длительности и тяжести апатии. При необходимости врач назначит медикаментозную поддержку на какое-то время. Или подтвердит, что нарушения имеют психологические причины и могут быть скорректированы методом психотерапии без медикаментов. Множество психологов, включая меня, помогают при апатии или депрессии найти смысл жизни. Желаю Вам всего наилучшего!
Психолог
Здравствуйте, Руслан! Меня зовут Наталья. Вы спрашиваете, что можно поделать в вашей ситуации. Я рекомендую вам обратиться к специалисту-психологу, который работает с утратами. 5 лет назад у вас умерла бабушка. И я не знаю, как вы проживаете эту утрату. Я вам искренне соболезную. Близких терять тяжело. На самом деле, я не знаю, какие у вас были отношения. Но, про бабушку вы пишите. И ещё пишите, что проблем нет, а апатия есть. Думаю, что нужна помощь специалиста. Консультацией в таком формате, разобраться сложно. Нет возможности услышать вашу историю, задать уточняющий вопрос и получить ответ.
Психолог
Руслан, добрый вечер! С вами общается ваше бессознательное через образ прабабушки. Я думаю, ваша прабабушка была вам близка и сейчас ее образ в белом говорит о вашем желании в общении ощутить теплоту, чистоту и искреннюю участливость , а не то что происходит наяву.
Вы напишите, что потеряли смысл жизни в последнее время. Правильно понимаю, что до определенных событий смысл жизни был. Кто из последних людей покинул у вас удовольствие и радость? Ответ и будет крючком для дальнейшей работы.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Добрый день, Руслан!
Первым делом важно проверить и вспомнить не увлекались ли Вы или кто-то из близких эзотерикой, оккультными вещами, астрологией-нумерологией, медитациями, энергетическими практиками и подобным. Духовный мир имеет свои законы, не зная которых можно серьезно повредить себе, своему психическому и физическому здоровью. Описанное Вами - один из частых видов последствий после таких увлечений в моей практики реабилитации.
Даже если не можете вспомнить, советую Вам сходить в храм на исповедь. После исповеди Вы перестанете видеть умерших. За усопших надо молиться, потому что таким образом мы им помогаем и выражаем свою любовь, а также облегчаем им загробную участь, особенно если они умерли без покаяния и Святого Причастия. Т
Далее в таких случаях как Ваш, когда трудно понять себя и мучает апатия разобраться помогают проективные техники. Они в игровой форме обходят логику и сознание и помогают вынуть реальные причины состояния из подсознания. Это совместная увлекательная работа по анализу ситуации, которая дает прекрасные результаты и вместе с ответами помогает выработать практические пути улучшения ситуации так как Вам бы хотелось! Буду рада помочь Вам подробно разобраться в причинах Вашего состояния и начать жить полноценной и счастливой жизнью!
Психолог
Добрый вечер, Руслан! Скорее всего у вас депрессия. Вы можете обратиться за помощью к психотерапевту бесплатно по месту жительства. Я могу рекомендовать вам специалиста онлайн, анонимно, платно. Параллельно с медикаментозной поддержкой (не приводит к завистмости) рекомендована поддержка психологическая - я готова вам помочь. Важно понять причины произошедшего с вами. Тогда их можно преодолеть. Прабабушка, скорее всего, была значимым для вас человеком. Эти повторяющиеся сны могут говорить о том, что ваше состояние вызывает беспокойство; есть те, кто о вас беспокоится. Эти сны прекратяться, когда ваше состояние улучшится. Обращайтесь!